Пятница, 17.05.2024

< Запуск КА «ЭЛЕКТРО-Л» № 2 планируется в декабре 2015 года
14.10.2015 07:56 Давность: 9 yrs

KELT-4A b: транзитный горячий юпитер в иерархической кратной системе

Планета массой ~0.9 масс Юпитера и радиусом ~1.7 радиусов Юпитера вращается вокруг F-звезды, которая, в свою очередь, вращается вокруг общего центра масс с парой K-карликов. Скорее всего, горячий юпитер оказался на своей текущей орбите по механизму Козаи-Лидова, его орбита должна быть резко наклонена к экватору своей звезды.

Наземный транзитный обзор KELT является наглядной иллюстрацией того, что искать внесолнечные планеты можно и самыми скромными средствами. Проект основан на наблюдениях с помощью небольшого (апертура всего 42 мм!) автоматического телескопа с очень широким полем зрения (23х23 градуса), расположенного в обсерватории Винера в Аризоне (США). KELT предназначен для поиска транзитных экзопланет у сравнительно ярких звезд. В рамках этого обзора уже открыто несколько транзитных горячих юпитеров.

2 октября 2015 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию новой планеты KELT-4A b. Этот транзитный горячий юпитер был обнаружен у главного компонента иерархической тройной звездной системы. Тем самым KELT-4A b стала третьей транзитной планетой, открытой в тройной звездной системе (остальные две – WASP-12 b и HAT-8 b).

Родительская звезда KELT-4A (HIP 51260) несколько массивнее и ярче Солнца. Ее масса оценивается в 1.20 ± 0.07 солнечных масс, радиус достигает 1.61 ± 0.08 солнечных радиусов, светимость составляет 3.46 ± 0.43 светимостей Солнца. Возраст звезды оценивается в 4.4 ± 0.8 млрд. лет.

На расстоянии 1.5 угловых секунд от главного компонента (в 328 ± 16 а.е. в проекции на небесную сферу) расположена пара почти одинаковых K-карликов массой 0.65 ± 0.1 солнечных масс и с эффективной температурой около 4300К. Звезды пары разделены расстоянием около 10 а.е. Все три звезды обладают близким собственным движением и являются физически связанными. Система удалена от нас на 211 ± 13 пк.

Планета KELT-4A b является типичным «рыхлым» горячим юпитером. Ее масса оценивается в 0.88 ± 0.07 масс Юпитера, радиус – в 1.706 ± 0.085 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 0.22 ± 0.03 г/куб.см, обычной для планет этого класса. KELT-4A b вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите с большой полуосью 0.0432 ± 0.0009 а.е. (~5.8 звездных радиусов) и эксцентриситетом ~0.03, и делает один оборот за 2.98959 земных суток. Эффективная температура гиганта оценивается авторами открытия в 1827 ± 44К.

Авторы отмечают, что будущие измерения эффекта Мак-Лафлина позволят определить наклон орбиты KELT-4A b к оси вращения звезды, и предсказывают, что этот наклон будет велик. Наличие звезд-компаньонов объясняет миграцию гиганта KELT-4A b на близкую к звезде орбиту механизмом Козаи-Лидова (гравитационное влияние звезд-компаньонов сначала делает орбиту планеты сильно вытянутой, а потом эта орбита скругляется приливными силами со стороны родительской звезды). В этом случае наклон орбиты планеты к экватору звезды может достигать 90° и даже превышать его (полярные и ретроградные орбиты были обнаружены у многих горячих юпитеров).

Источник: http://arxiv.org/abs/1510.00015