Воскресенье, 05.05.2024

< Подповерхностный океан магмы объясняет «смещение» вулканов на поверхности Ио
16.09.2015 00:06 Давность: 9 yrs
Категория: Карликовые планеты, Технологии

Яркие пятна Оккатора: соль или вода? Соленая вода!

Научный руководитель миссии Dawn Крис Рассел рассказывает о том, что удалось выяснить о природе загадочных светлых пятен Цереры, а также о ближайших планах по изучению карликовой планеты.

Интернет-издание Universe Today опубликовало эксклюзивное интервью с Крисом Расселом (Chris Russell), научным руководителем миссии Dawn.

«Церера занимает уникальное положение в Солнечной системе, – сказал Рассел. – Она находится посередине между холодными ледяными телами внешней части Солнечной системы, на поверхности которых лед устойчив и достаточно тверд, чтобы вести себя как горная порода, и более теплыми планетами Землей и Марсом, где на поверхности возможно существование жидкой воды».

На темной поверхности Цереры встречаются яркие пятна, самые известные из которых расположены в 90-километровом кратере Оккатор. Для объяснения природы этих пятен ученые рассматривали две основные гипотезы – водяной лед и отложения солей. Гипотеза водяного льда нравилась исследователям меньше «солевой», т.к. в условиях Цереры на широте Оккатора водяной лед должен быстро сублимировать.

Оказавшись на высокой орбите картографирования, КА Dawn смог измерить альбедо ярких пятен Оккатора. Оно оказалось близко к 50%. Это свидетельствует в пользу «соляной» природы светлых отложений. По всей видимости, из недр Цереры на поверхность просачивалась соленая вода, которая потом сублимировала, а соли остались. Аналогичный процесс происходит при испарении соленых озер на Земле.

Пока неизвестно, как глубоко под поверхностью Цереры находятся резервуары с соленой водой, являются ли яркие пятна результатом геотермальной активности в далеком прошлом, или эти процессы идут и в настоящее время. К настоящему моменту Dawn не обнаружил никаких свидетельств в пользу действующих гейзеров или струй водяного пара, вырывающихся из недр Цереры.

Каков химический состав солей светлых пятен? Это пока неизвестно. Научная группа Dawn только приступила к получению и анализу инфракрасных спектров этих областей.

Космический аппарат останется на HAMO до 23 октября 2015 года. За это время он должен шесть раз снять всю поверхность Цереры – всякий раз под разными углами. Это позволит построить точную 3D-модель и топографическую карту карликовой планеты. После этого Dawn снова включит свои ионные двигатели и начнет переход на низкую орбиту картографирования, которую должен достичь 15 декабря 2015 года. Ожидается, что на низкой орбите аппарат проработает, по крайней мере, до марта 2016 года – на этот срок рассчитана научная программа зонда. Однако команда миссии надеется, что работу станции удастся продлить – до июня и даже дальше.

Работоспособность КА Dawn зависит, прежде всего, от запасов топлива на борту. В момент запуска в баках станции находилось 45 кг гидразина. К настоящему моменту его запас уменьшился до 21 кг, и еще 15 кг операторы миссии планируют потратить до конца номинальной программы (т.е. до марта 2016 года). Остаток в 5-6 кг позволит продлить миссию еще на несколько месяцев – если, конечно, руководство НАСА примет такое решение.

Последние научные данные, полученные зондом, команда миссии собирается представить на Европейском планетном научном конгрессе, который пройдет в Нанте (Франция) с 27 сентября по 2 октября 2015 года.

Источник: http://www.universetoday.com/122286/do-ceres-bizarre-bright-spots-seen-in-dazzling-new-close-ups-arise-from-water-leakage-dawn-science-team-talks-to-ut/#more-122286