Пятница, 29.03.2024

< Оккатор вблизи
11.09.2015 00:19 Давность: 9 yrs

KELT-10 b: первая планета от обзора KELT-South

Транзитный горячий юпитер был обнаружен телескопом с апертурой всего 42 мм!

Наземные транзитные обзоры обнаружили уже более 150 экзопланет, в большинстве своем горячих юпитеров. Рекордсменами являются проекты SuperWASP и его аналог в южном полушарии WASP-SouthHATNet и его аналог HATSouth. Большинство планет открывается у сравнительно тусклых звезд, что затрудняет их последующее изучение. Так, на южном небе только 25 транзитных экзопланет вращаются вокруг звезд ярче +11 звездной величины, притом, что именно яркость родительских звезд благоприятствует исследованию физических свойств и химического состава атмосфер планет, определению угла наклона их орбит к экватору звезды и пр.

Наземный транзитный обзор Kilodegree Extremely Little Telescope – South (KELT-South) посвящен поиску транзитных экзопланет у сравнительно ярких звезд 8-10 видимой звездной величины, расположенных на южном небе. Он основан на фотометрических наблюдениях, ведущихся небольшим широкоугольным телескопом с апертурой всего 42(!) мм, полем зрения 26х26 градусов и матрицей размером 4096х4096 пикселей (разрешение 23 угловых секунды на пиксель). Телескоп расположен на территории Южно-Африканской астрономической обсерватории. Аналогичный обзор в северном полушарии (KELT-North) уже обнаружил несколько транзитных горячих юпитеров и коричневых карликов.

9 сентября 2015 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию обзором KELT-South своей первой транзитной экзопланеты KELT-10 b.

KELT-10 (GSC 08378-00064) – солнцеподобная звезда спектрального класса G0 V, массой 1.11 ± 0.06 солнечных масс, радиусом 1.21 ± 0.05 солнечных радиусов и светимостью 1.65 ± 0.17 светимостей Солнца. Возраст звезды оценивается в 4.5 ± 0.7 млрд. лет, расстояние до системы – 183 ± 14 пк.

На расстоянии 1.1 угловых секунд от KELT-10 расположен тусклый компаньон, однако пока не ясно, связаны ли эти звезды физически или перед нами просто звезда заднего фона.

Кривая блеска KELT-10 демонстрирует четкий транзитный сигнал глубиной 1.4% и периодом 4.16627 земных суток, соответствующий планете-гиганту (горячему юпитеру). Измерение массы кандидата и проверка его планетной природы была проведена методом измерения лучевых скоростей родительской звезды с помощью спектрографа CORALIE. Масса планеты оказалась равной 0.68 ± 0.04 масс Юпитера, что при радиусе 1.40 +0.07/-0.05 радиусов Юпитера приводит к средней плотности 0.31 ± 0.04 г/куб.см, типичной для планет этого класса. Гигант вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите на среднем расстоянии 0.0525 ± 0.001 а.е. (~9.3 звездных радиусов), его эффективная температура оценивается в 1377 ± 28К.

Из-за сравнительной яркости родительской звезды (видимая звездная величина +10.7) планета удобна для будущих исследований свойств атмосферы методом трансмиссионной спектроскопии.