Понедельник, 20.05.2024

< Ученые приблизились к раскрытию тайны исчезновения атмосферы Марса
08.09.2015 00:03 Давность: 9 yrs

OGLE-2015-BLG-0966L b: аналог Нептуна у красного карлика

Методом гравитационного микролинзирования обнаружен аналог Нептуна у звезды красного карлика. Параметры системы удалось существенно уточнить с помощью космического ИК-телескопа им. Спитцера.

Метод гравитационного микролинзирования позволяет обнаруживать внесолнечные планеты, недоступные для любых других методов, например, холодные планеты за снеговой линией своих звезд или планеты, расположенные в балдже Галактики. Однако у гравитационного микролинзирования есть свои недостатки. В частности, одна и та же кривая блеска фоновой звезды (звезды-источника) может быть обусловлена линзами разной массы, находящимися на разном расстоянии от нас. Таким образом, восстановление точных параметров объекта-линзы является непростой математической и астрономической задачей, далеко не всегда имеющей единственное решение.

Уточнить параметры системы-линзы помогает измерение т.н. микролинзового параллакса. Явление микролинзового параллакса состоит в том, что при наблюдении из разных точек пространства угловое расстояние между звездой-источником и объектом-линзой будет различным, а значит, изменится и вид кривой блеска звезды-источника. Иногда (для долгих событий микролинзирования, длящихся по несколько месяцев) такой сдвиг точки наблюдения обеспечивается орбитальным движением Земли вокруг Солнца. Но гораздо удобнее и результативнее наблюдать событие микролинзирования одновременно из двух точек пространства, разделенных расстоянием в несколько астрономических единиц.

В этом смысле очень перспективным является использование инфракрасного космического телескопа им. Спитцера. Телескоп находится на гелиоцентрической орбите и к настоящему времени удалился от Земли на расстояние ~1.4 а.е. Наблюдения одного и того же события микролинзирования одновременно с Земли и со «Спитцера» позволяет определить микролинзовый параллакс и гораздо точнее оценить параметры системы-линзы.

Прекрасным примером таких наблюдений из двух точек стало открытие планеты OGLE-2015-BLG-0966L b.

Начало события микролинзирования OGLE-2015-BLG-0966 было зафиксировано 11 мая 2015 года наземным микролинзовым обзором OGLE. C 6 июня 2015 года к наблюдениям этого события подключился «Спитцер». К сожалению, наблюдения осложнились тем, что в этот момент вблизи балджа Галактики (на его фоне) проходила Луна.

В максимуме (он был достигнут 1 июля 2015 года) блеск звезды-источника усилился в 85 раз! Вскоре после первого максимума на кривой блеска нарисовался второй очень узкий пик, говорящий, во-первых, о двойственности линзы, а во-вторых, о малом отношении масс компонент линзы, иначе говоря, о том, что перед нами система звезда + планета.

Кривая блеска звезды OGLE-2015-BLG-0966, построенная совместными наблюдениями наземных микролинзовых обзоров OGLE, MOA, CTIO, LCOGT и др. Два пика вблизи максимума блеска свидетельствуют о двойственности объекта-линзы. Синим цветом показана кривая блеска этой же звезды, полученная космическим телескопом им. Спитцера. Благодаря одновременным наблюдениям из двух точек пространства, разделенных расстоянием 1.39 а.е., удалось определить микролинзовый параллакс системы-линзы и довольно точно оценить ее параметры.

Масса звезды-линзы оказалась равной 0.38 ± 0.04 солнечных масс, т.е. звезда является ранним красным карликом. Масса планеты оценивается в 21 ± 2 масс Земли. Однако расстояние между планетой и звездой и расстояние до системы зависит от предположения о расположении звезды-источника. Если звезда-источник находится в балдже Галактики, расстояние до системы-линзы составляет 3.3 кпк, а расстояние между звездой и планетой (в проекции на небесную сферу) близко к 2.7 а.е. Если же звезда-источник находится в галактическом диске, расстояние до линзы ~2.5 кпк, а расстояние между звездой и планетой составляет 2.1 а.е. В обоих случаях нептун лежит далеко за снеговой линией, а его температурный режим соответствует либо температурному режиму Урана, либо среднему между температурными режимами Урана и Сатурна.

Открытие планеты OGLE-2015-BLG-0966L b подтверждает широкую распространенность холодных нептунов у звезд Галактики.