Среда, 17.04.2024

< НПО им.С.А.ЛАВОЧКИНА на МАКС-2015 впервые представит полномасштабные макеты ЛУНА-ГЛОБ И ФРЕГАТ-СБ
24.08.2015 00:14 Давность: 9 yrs

Kepler-452 b: двоюродная сестра Земли?

Три недели назад средства массовой информации обошло сообщение НАСА об открытии «кузины Земли» – транзитной планете Kepler-452 b, имеющей радиус около 1.6 земных и находящейся в обитаемой зоне своей звезды. Действительно ли эта планета так похожа на Землю, или перед нами – скорее влажный аналог Венеры?

Космический телескоп им. Кеплера был запущен в 2009 году с амбициозной целью – найти аналоги Земли у аналогов Солнца. За четыре года наблюдений телескоп обнаружил около 4700 транзитных кандидатов, из которых 1030 были подтверждены как планеты. Среди находок «Кеплера» – горячие юпитеры и прохладные нептуны, суперземли и планеты размером с Марс, планеты как внутри обитаемой зоны своих звезд, так и за ее пределами. Открыты планеты, отличающиеся по своим размерам от Земли всего на несколько процентов. Однако более-менее точного аналога Земли до сих пор не найдено. Слишком разнообразен мир планетных систем, чтобы для одной планеты совпало одновременно несколько условий – солнцеподобность родительской звезды, малый эксцентриситет орбиты, инсоляция, близкая к земной, и земной радиус.

Однако исследователи постепенно подбираются к аналогам Земли, а пока предлагают вместо «сестер» нашей планеты разнообразных «кузин». Одной из таких «кузин» стала транзитная суперземля Kepler-452 b.

Kepler-452 (KOI-7016, KIC 8311864) – солнцеподобная звезда спектрального класса G2. Ее масса оценивается в 1.04 ± 0.05 солнечных масс, радиус – в 1.11 +0.15/-0.09 солнечных радиусов, возраст составляет 6 ± 2 млрд. лет. Звезда довольно богата тяжелыми элементами – их примерно в 1.6 раза больше, чем в составе Солнца. Расстояние до звезды не сообщается, но, исходя из ее светимости и видимой звездной величины (+13.7), его можно оценить в 664 пк.

Кривая блеска Kepler-452 демонстрирует транзитный сигнал с периодом 384.843 ± 0.012 земных суток, длительностью ~10.6 часов и глубиной 199 ± 21 ppm, соответствующей планете радиусом 1.63 +0.23/-0.20 радиусов Земли. Транзитный кандидат слишком мал и слишком далек от своей звезды, чтобы его планетную природу можно было подтвердить методом измерения лучевых скоростей. Поэтому вместо полноценного подтверждения приходится довольствоваться валидацией – т.е. статистическим подтверждением, основанным на исключении всех астрофизических явлений, способных имитировать транзитный сигнал. Проведя процедуру валидации, авторы открытия нашли, что достоверность планетной природы Kepler-452 b превышает 99.76%.

Планета вращается вокруг своей звезды на среднем расстоянии 1.046 ± 0.02 а.е., она получает от своей звезды 1.10 +0.29/-0.22 той энергии, что получает Земля от Солнца. Эффективная температура Kepler-452 b оценивается в 265 ± 15К (в предположении альбедо, равного 0.3, и равномерного распределения тепла между дневным и ночным полушариями). Эксцентриситет ее орбиты пока неизвестен.

Можно ли считать Kepler-452 b аналогом Земли? Радиус планеты близок к 1.6 радиусам Земли, т.е. к той границе, которая разделяет преимущественно железокаменные планеты земного типа от планет, в состав которых входит избыток летучих (т.е. от океанид и мини-нептунов). Сами авторы оценивают вероятность того, что Kepler-452 b является планетой земного типа, в 49-62%. Однако даже в этом случае она почти наверняка окружена плотной протяженной атмосферой, создающей мощный парниковый эффект. С учетом повышенной инсоляции это делает Kepler-452 b скорее массивным и влажным аналогом Венеры, нежели «кузиной Земли».