Пятница, 03.05.2024

< Макет конструкции главного зеркала "русского Хаббла" успешно прошел испытания
11.07.2015 00:19 Давность: 9 yrs

HATS-7 b: массивный транзитный нептун на 3.2-дневной орбите

Наземный транзитный обзор HATSouth («Южный HAT») обнаружил планету с параметрами, промежуточными между параметрами Сатурна и Нептуна, но нагретую до ~1000К.

Наземный транзитный обзор HATSouth представляет собой глобальную сеть одинаковых автоматических телескопов, расположенных в южном полушарии и предназначенных для поиска транзитных экзопланет с радиусами меньше радиусов обычных горячих юпитеров и орбитальными периодами, более длинными, чем у них. Автоматические телескопы сети HATSouth расположены в Чили (обсерватория Las Campanas), в Намибии (территория эксперимента H.E.S.S.) и в Австралии (обсерватория Сайдинг-Спринг). Распределение телескопов по долготе обеспечивает возможность вести почти непрерывные наблюдения выбранных звезд – когда над одним комплексом телескопов восходит солнце, эстафету принимает другой комплекс. Регулярные наблюдения в рамках проекта ведутся с 2011 года. Фотометрические наблюдения проводятся в красных лучах (в спектральной полосе r).

8 июля 2015 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию новой транзитной планеты HATS-7 b. Новая планета оказалась одной из самых маленьких среди открытых наземными транзитными обзорами – ее размеры являются промежуточными между размерами Сатурна и Нептуна. Масса планеты была измерена методом лучевых скоростей с помощью высокоточного спектрометра HIRES, установленного на 10-метровом телескопе Кек I.

HATS-7 – звезда главной последовательности спектрального класса K2 V, удаленная от нас на 257 ± 15 пк. Ее масса оценивается в 0.85 ± 0.03 солнечных масс, радиус – в 0.815 +0.049/-0.034 солнечных радиусов, светимость составляет примерно 37% от светимости Солнца. Звезда отличается повышенным содержанием тяжелых элементов – их примерно в 1.8 раза больше, чем в составе нашего дневного светила.

Масса планеты HATS-7 b оценивается в 0.120 ± 0.012 масс Юпитера (38 ± 4 масс Земли), радиус – в 0.563 +0.046/-0.034 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 0.83 ± 0.18 г/куб.см. Планета вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите (ее эксцентриситет не превышает 0.17) на среднем расстоянии 0.0401 ± 0.0004 а.е. (~10.6 звездных радиусов) и делает один оборот за 3.185315 земных суток. Эффективная температура планеты достигает 1084 ± 32К.

Планета HATS-7 b попадает в область параметров, промежуточную между типичными нептунами и газовыми гигантами. Однако сравнительно высокая средняя плотность этой планеты говорит о том, что перед нами скорее тяжелый нептун, чем легкий газовый гигант. Моделирование внутреннего строения HATS-7 b показывает, что массовая доля его водородно-гелиевой оболочки составляет 18 ± 4% (в случае, если ядро планеты железокаменное), или даже 9 ± 4% (если оно ледяное). Для сравнения, масса водородно-гелиевой оболочки Сатурна достигает 75% от полной массы планеты.

Планета HATS-7 b (окружена квадратной рамкой) на плоскости «масса-радиус» среди других транзитных экзопланет с массой меньше 0.18 масс Юпитера. Цветом показаны эффективные температуры планет.