Воскресенье, 28.04.2024

< Потоки воды текли на Марсе "мгновения назад", выяснили ученые
26.06.2015 00:05 Давность: 9 yrs

Обнаружен новый теплый нептун HD 164595 b

Методом измерения лучевых скоростей родительской звезды обнаружен очень теплый нептун HD 164595 b с минимальной массой ~16 масс Земли и орбитальным периодом 40 земных суток.

Согласно данным, полученным космическим телескопом им. Кеплера, более 40% FGK-звезд имеют рядом с собой небольшие планеты на сравнительно тесных орбитах, причем многие из них входят в состав многопланетных систем. Данные, полученные высокоточными RV-обзорами, полностью подтверждают этот вывод. По всей видимости, большинство звезд Галактики обладают своими планетными системами, при этом количество планет быстро растет с уменьшением их массы.

Спектрограф SOPHIE, установленный на 1.93-метровом телескопе обсерватории Верхнего Прованса – «рабочая лошадка» экзопланетных исследований. До оптимизации, проведенной в 2013 году, его обычная точность составляла 6-10 м/сек, что позволяло обнаруживать планеты-гиганты и подтверждать планетную природу транзитных кандидатов «Кеплера» соответствующего размерного класса. После оптимизации точность единичного измерения лучевых скоростей сравнительно ярких звезд возросла до 2 м/сек. Теперь европейские астрономы могли заняться поиском планет меньшей массы, сравнимой с массой Нептуна.

Для наблюдений было отобрано 190 спокойных (хромосферно тихих) GK-звезд северного неба, удаленных от нас не более чем 35 пк, не являющихся членами тесных двойных и кратных систем, не имеющих планет-гигантов на тесных орбитах и не входящих в программу наблюдений спектрографа Северный HARPS. После 2.2 лет наблюдений у звезды HD 164595 была обнаружена планета с минимальной массой около 16 масс Земли.

HD 164595 (HIP 88194) – звезда главной последовательности спектрального класса G2 V, очень похожая на наше Солнце. Ее масса оценивается в 0.99 ± 0.03 солнечных масс, радиус и светимость также очень близки к солнечным. Расстояние до звезды составляет 28.93 ± 0.4 пк. Всего было получено 75 замеров лучевой скорости HD 164595, девять из которых оказались низкой точности и при дальнейшем анализе не учитывались.

Минимальная масса (параметр m sin i) планеты HD 164595 b оценивается в 16.14 ± 2.7 масс Земли. Этот очень теплый нептун вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптической орбите с большой полуосью 0.23 а.е. и эксцентриситетом 0.09 +0.12/-0.07, и делает один оборот за 40.0 ± 0.24 земных суток.

Кроме четкого RV-сигнала от планеты HD 164595 b, лучевая скорость звезды демонстрирует дополнительный линейный дрейф, говорящий о наличии в этой системе еще одного или нескольких небесных тел на более широкой орбите.

Планеты с минимальной массой меньше 40 масс Земли на плоскости «орбитальный период – минимальная масса». Транзитные планеты показаны красным цветом, планета HD 164595 b – синим кружком. Треугольниками показаны планеты, входящие в состав многопланетных систем, кружками – одиночные (пока) планеты. Зелеными линиями показано модельная зависимость для планет, наводящих на звезду с массой Солнца колебания лучевой скорости с полуамплитудой 3 м/сек (пунктирная линия) и 1 м/сек (сплошная линия).