Суббота, 27.04.2024

< Диона вблизи
23.06.2015 00:15 Давность: 9 yrs
Категория: Венера

На поверхности Венеры обнаружены потоки горячей лавы

Европейский космический аппарат «Венера-Экспресс» обнаружил новые свидетельства современного активного вулканизма на Венере.

Прямые наблюдения поверхности Венеры сильно затруднены из-за плотной протяженной атмосферы и сплошного облачного покрова, окутывающего эту планету. Однако радарные наблюдения показали, что на поверхности Венеры есть вулканы и следы древних лавовых потоков. Ряд моделей геологической активности Венеры приводили к выводу, что примерно полмиллиарда лет назад Венера испытала эпизод резкого усиления вулканической активности, когда почти вся ее поверхность оказалась залита лавой. При этом оставалось неясным, продолжается ли вулканическая активность на Венере в настоящее время, или же она угасла сотни миллионов лет назад?

Европейский космический аппарат «Венера-Экспресс», проработавший на орбите вокруг второй планеты Солнечной системы более восьми лет и в январе текущего года сгоревший в атмосфере, получил немало свидетельств современной вулканической активности Венеры.

Так, в 2010 году было опубликовано исследование, посвященное инфракрасному излучению, приходящему из трех различных вулканических областей на Венере. Анализ данных привел ученых к выводу, что это излучение приходит от относительно свежих лавовых потоков, чей возраст не превышает 2.5 млн. лет.

В 2012 году было объявлено о том, что в 2006-2007 годах в верхней атмосфере Венеры произошел резкий рост содержания сернистого газа SO2, с постепенным спаданием в течение последующих пяти лет. Одна из гипотез объяснила это увеличение эпизодом вулканической активности, приведшим к выбросу в атмосферу больших объемов сернистого газа, и постепенным его разрушением в результате фотохимических процессов.

Наконец, наблюдения с помощью камеры мониторинга Венеры (VMC) КА «Венера-Экспресс», проводившей наблюдения в одном из окон прозрачности венерианской атмосферы, показали наличие на поверхности планеты горячих пятен, которые постепенно остывали до температуры окружающей местности. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.

Прямая ссылка на полноразмерное изображение:

Четыре «горячих пятна» были обнаружены в области, которая по данным радарных наблюдений ассоциировалась с тектонической рифтовой зоной. А именно, потоки наблюдались в рифтовой зоне Ganiki Chasma недалеко от вулканов Ozza Mons и Maat Mons.

Рифтовые зоны возникают в результате разломов коры, через которые к поверхности поднимается горячая магма. Если эта магма выходит на поверхность, мы наблюдаем лавовые потоки. Измеренная температура потоков достигала 830°С, в то время как температура окружающей местности составляла 480°С.

Рифтовая зона Ganiki Chasma и раньше рассматривалась как один из самых молодых и геологически активных регионов Венеры. Новые данные свидетельствуют о том, что вулканическая активность там продолжается и сегодня.

Источник: http://www.esa.int/Our_Activities/Space_Science/Venus_Express/Hot_lava_flows_discovered_on_Venus