Воскресенье, 19.05.2024

< Космический парусник LightSail успешно развернул солнечные батареи
05.06.2015 00:19 Давность: 9 yrs

KELT-8 b: транзитный горячий юпитер, обнаруженный 4.2-сантиметровым телескопом

Новая планета оказалась одной из самых крупных и рыхлых, ее средняя плотность в 6 раз меньше плотности воды.

Наземный транзитный обзор KELT-North наглядно демонстрирует, что вести поиск внесолнечных планет можно и весьма скромными инструментами. Так, диаметр объектива камеры Mamiya 645 составляет всего 42 мм! Телескоп обладает полем зрения размером 26х26° (разрешение 23 угловых секунд в пикселе) и ведет поиск транзитных экзопланет у ярких звезд северного неба.

25 мая 2015 года в Архиве электронных препринтов появилась статья Бенджамина Фултона (Benjamin J. Fulton) с коллегами, посвященная открытию обзором KELT-North очередного транзитного горячего юпитера KELT-8 b. Транзитный кандидат был обнаружен после анализа фотометрии звезды KELT-8 (HD 343246), полученной в период с 30 мая 2007 года по 14 июня 2013 года, всего было сделано 5978 замеров блеска этой звезды. Планетная природа транзитного кандидата была подтверждена (и измерена его масса) методом измерения лучевых скоростей родительской звезды с помощью спектрографа Леви, установленного на телескопе APF Ликской обсерватории.

Итак, KELT-8 – звезда спектрального класса G2 V, недавно сошедшая с главной последовательности и начавшая эволюционировать в сторону превращения в красный гигант. Ее масса оценивается в 1.21 ± 0.08 солнечных масс, радиус достигает 1.67 ± 0.14 солнечных радиусов, светимость в 2.74 +0.51/-0.40 раза превышает солнечную. Звезда отличается повышенным содержанием тяжелых элементов – их примерно в 1.9 раза больше, чем в составе нашего дневного светила. Возраст KELT-8 оценивается в 5.4 ± 0.5 млрд. лет.

Система удалена от нас на 236 ± 9 пк. На расстоянии 8.8 угловых секунд от KELT-8 расположена звезда заднего фона, физически с ней не связанная (красный гигант спектрального класса K). Учет светового загрязнения кривой блеска KELT-8 позволил уточнить параметры этой системы.

Масса планеты KELT-8 b составляет 0.87 ± 0.06 масс Юпитера, при этом ее радиус достигает 1.86 ± 0.18 радиусов Юпитера, что приводит к очень низкой средней плотности – всего 0.167 +0.047/-0.038 г/куб.см. Этот рыхлый горячий юпитер вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите на среднем расстоянии 0.0457 ± 0.01 а.е. (~5.9 звездных радиусов) и делает один оборот за 3.244 земных суток. Эффективная температура планеты оценивается авторами открытия в 1675 ± 61К. Это четвертая по величине экзопланета, известная к настоящему моменту (еще больше только HAT-P-32 b, WASP-17 b и Kepler-435 b).

Планета KELT-8 b на плоскости «масса-радиус» среди других транзитных экзопланет. Для сравнения, зелеными треугольниками показаны планеты Солнечной системы.