Суббота, 04.05.2024

< Готовясь к соединению с Солнцем, индийский аппарат MOM прислал новые снимки Марса
03.06.2015 00:07 Давность: 9 yrs
Категория: Система Марса, Технологии

КА MAVEN готовится к трехнедельной автономной работе

Верхнее соединение Марса, которое наступит 14 июня 2015 года, повлияет и на работу КА MAVEN. Научные исследования, проводящиеся этим космическим аппаратом, будут прерваны на три недели. MAVEN развернется солнечными панелями в сторону Солнца, чтобы поддерживать достаточный заряд своих батарей, и будет ждать возобновления связи с Землей.

КА MAVEN (NASA) предназначен для исследования марсианской атмосферы и определения темпов потери атмосферных газов, что позволит реконструировать историю атмосферы Марса и марсианского климата. Аппарат находится на высокоэллиптической орбите с высотой апоцентра около 6200 км и высотой перицентра около 150 км, что позволяет непосредственно изучать верхнюю атмосферу Марса на всем ее протяжении. Кроме того, периодически MAVEN совершает серии более глубоких погружений в атмосферу, понижая высоту перицентра до ~130 км. Всего запланировано пять подобных серий, первая из которых была проведена в середине февраля, а вторая – 18-23 апреля 2015 года. Во время каждой такой кампании аппарат совершает 20 витков по орбите с пониженным перицентром, а потом возвращается на свою обычную орбиту. Так, 23 апреля MAVEN изменил свою скорость на 12.4 м/сек и поднял высоту перицентра со 131.5 до 168 км.

За первые месяцы своей работы MAVEN уже совершил несколько важных научных открытий. Одним из них стало обнаружение облака пыли, расположенного в самых верхних слоях марсианской атмосферы, на высотах 150-300 км. Это открытие стало полной неожиданностью – ни атмосферные модели, ни данные от предыдущих миссий не предсказывали ничего подобного. Состав и происхождение этой пыли остаются неизвестными. Если она образуется в нижних слоях атмосферы Марса, то должен работать некий механизм, обеспечивающий ее доставку на такие большие высоты. С другой стороны, не исключено, что источниками этой пыли являются спутники Марса – Фобос и Деймос. Пыль была обнаружена датчиком Ленгмюровских волн (LPW) на борту MAVEN. Дальнейшие исследования показали, что пылевое облако не является каким-то кратковременным явлением, а присутствует на больших высотах в течение долгого времени. Конечно, оно очень разрежено – настолько, что не представляет никакой опасности для космического аппарата, пролетающего сквозь него.

Загадочное пылевое облако, расположенное на высотах 150-300 км над поверхностью Марса.

Вторым открытием стало мощное полярное сияние в ультрафиолетовом диапазоне, в конце декабря 2014 года пять суток полыхавшее в высоких широтах северного полушария Марса. В самом полярном сиянии нет ничего необычного, это явление хорошо изучено, но ученых удивила глубина, на которую энергичные электроны солнечных космических лучей проникали в атмосферу. Поскольку Марс лишен глобального магнитного поля, электроны высоких энергий беспрепятственно взаимодействуют с атомами и молекулами марсианской атмосферы, проникая до высот ниже 100 км.