Среда, 24.04.2024

< КА «Новые горизонты» обнаружил на Плутоне полярную шапку
01.05.2015 00:22 Давность: 9 yrs
Категория: Солнце

Ученые раскрыли тайну светлых "родинок" на поверхности пятен на Солнце

Необычно светлые точки, своеобразные космические родинки, которые всегда появляются в центре пятен на Солнце, являются следами горячих плазменных "фонтанов", поднимающихся из недр светила к его поверхности через "дырки" в его магнитном поле, заявляют российско-американские астрономы в статьях, опубликованных в Astrophysical Journal.

"Магнитное поле светила в солнечных пятнах не является монолитной конструкцией, и внутри него есть точки, через которые плазма прорывается наружу примерно таким же образом, как лава вытекает из боковых кратеров во время извержения вулкана. Эти потоки плазмы порождают яркие, практически круглые пятна, которые мы называем умбральными точками", — объясняет Василий Юрчишин из Пулковской обсерватории в Санкт-Петербурге.

Юрчишин и ряд других российских астрофизиков, работающих сегодня в Институте технологий Нью-Джерси в Ньюарке (США), смогли заглянуть внутрь самых темных частей пятен на Солнце и понять, почему они покрыты множеством светлых точек-"родинок", при помощи недавно построенного солнечного телескопа NST.

Фотография поверхности солнечного пятна с "родинками".

Высокое разрешение и скорость работы этого прибора помогла астрофизикам проследить за тем, что происходит внутри самих пятен и в атмосфере Солнца над ними. Достаточно неожиданно ученые обнаружили, что атмосфера над пятнами не является однородной, а представляет собой своеобразную мозаику из потоков горячей и холодной плазмы, каждый из которых может достигать ширины в 100 километров.

Это открытие навело российских астрофизиков на мысль, что порождающие пятна "трубки" магнитного поля Солнца, мешающие горячей плазме из недр светила подниматься к его поверхности и подогревать остывающую материю пятен, не являются столь монолитными, как считалось ранее.

Ультрафиолетовое изображение солнечных пятен.

По всей видимости, эти трубки испещрены огромным количеством "дырок", через которые плазма прорывается к поверхности Солнца и порождает светлые "родинки" в самой темной части пятна. По словам Юрчишина, таких точек меньше на поверхности особо темных пятен на Солнце по той причине, что их магнитное поле заметно сильнее и содержит в себе меньше подобных пробелов.

Данное открытие интересно для ученых и публики по той причине, что оно позволяет астрономам начать изучение тех физических процессов, которые порождают пятна и приводят к возникновению вспышек на Солнце и корональным выбросам, потенциально способным уничтожить всю электронику на орбите Земли при "удачном" прицеливании.

Оригинал статьи в Архиве электронных препринтов: http://arxiv.org/pdf/1404.7444v1.pdf