Пятница, 26.04.2024

< Марсоход Opportunity прошел марафонскую дистанцию
26.03.2015 00:31 Давность: 9 yrs
Категория: Система Марса, Технологии

Марсоход Curiosity обнаружил на Марсе нитраты

Научная группа инструмента SAM, являющегося одним из важнейших научных приборов на борту марсохода Curiosity, объявила об открытии в марсианском грунте нитратов. Количество нитратов оценивается в 1100 частей на миллион.

Инструмент SAM на борту марсохода Curiosity включает в себя три научных прибора: масс-спектрометр, газовый хроматограф и настраиваемый лазерный спектрометр. Инструмент предназначен для химического анализа образцов марсианского грунта и атмосферных газов. При анализе грунта образец вещества нагревается до высоких температур, испущенные при этом газы анализируются газовым хроматографом.

Во время нагрева образцов, взятых в нескольких точках на поверхности Марса (песка и пыли в местечке Rocknest, каменного порошка из плит John Klein и Cumberland), в составе испущенных газов был обнаружен оксид азота NO. Ученые, работающие с данными SAM, пришли к выводу, что оксид азота образовался при термическом разложении нитратов (солей азотной кислоты), находящихся в грунте. Количество нитратов невелико и составляет 1100 частей на миллион (около 0.11%). Однако то, что они были найдены в образце марсианской пыли, свободно перемещаемой ветром, говорит о широкой распространенности нитратов в грунте Марса.

Каменные плиты John Klein и Cumberland находились в местечке, названном Yellowknife Bay. Когда-то это место было дном пресноводного озера. Камни, исследованные марсоходом, состоят из осадочных пород со дна этого озера. Наличие в озерном осадке нитратов не доказывает наличие на Марсе жизни, но говорит о том, что условия в древнем озере были еще более благоприятны для развития микробной жизни, чем это считалось ранее.

Каково происхождение обнаруженных азотных соединений? На Земле значительную долю нитратов синтезируют азотфиксирующие микроорганизмы, небольшая часть образуется также при ударах молний. На Марсе основным источником этих соединений могут быть высокоэнергичные процессы во время падения астероидов. Как утверждают сами исследователи, количество обнаруженных нитратов вполне согласуется с этой гипотезой.

Источники: http://www.nasa.gov/content/goddard/mars-nitrogen/