Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Владислава Ананьева
Молекулярный азот N2 – очень прочное химическое соединение, весьма распространенное во внешних, холодных областях Солнечной системы. Атмосферы Титана, Тритона и Плутона состоят главным образом из молекулярного азота, в атмосфере Земли его около 78%. В настоящее время считается, что во время формирования Солнечной системы азот находился преимущественно в форме молекул N2 и именно в таком виде вошел в состав планет-гигантов.
Ученые давно стремились найти в газовых выбросах кометы Чурюмова-Герасименко молекулярный азот, но поначалу находили лишь азот, входящий в состав других соединений (таких, например, как аммиак NH3 и синильная кислота HCN). Однако в октябре 2014 года им все же улыбнулась удача. В данных, полученных 17-23 октября спектрометром ионов и нейтральных атомов ROSINA, удалось найти явные следы молекулярного азота и измерить его количество относительно угарного газа CO. В этот момент «Розетта» вращалась вокруг кометы на расстоянии всего 10 км от ее центра.
Ссылка на полноразмерное изображение:
http://sci.esa.int/science-e-media/img/46/ESA_Rosetta_ROSINA_N2_info.jpg
Количество молекулярного азота было невелико и в среднем составляло всего (5.70 ± 0.66)·10-3 от количества угарного газа. При этом оно резко менялось от одного измерения к другому. В серии из 138 замеров отношение N2/CO менялось от 1.7·10-3 до 1.6·10-2.
«Обнаружение молекулярного азота накладывает важные ограничения на условия формирования кометы Чурюмова-Герасименко, – сказал Мартин Рубин (Martin Rubin), один из авторов этого исследования. – Молекулярный азот захватывается водяным льдом только при очень низких температурах».
Предполагается, что захват азота происходит при тех же температурах, что и захват угарного газа. Но если подсчитать отношение N2/CO, исходя из распространенности азота в протосолнечной туманности (а его можно определить, исходя из отношения N/C в составе Юпитера или среди ионов солнечного ветра), то окажется, что в комете Чурюмова-Герасименко наблюдается примерно 25-кратный дефицит азота.
В чем же дело?
Пока было предложено две гипотезы, объясняющие этот дефицит. Согласно одной из них, формирование кометы происходило при температурах от -250°С до -220°С (23-53К), когда захват азота аморфным льдом делается менее эффективным. В этом случае дефицит азота возник еще при формировании ядра кометы. Согласно другой гипотезе, комета Чурюмова-Герасименко образовалась при еще более низких температурах (~20K) и вначале была богата азотом. Однако после ее попадания во внутренние части Солнечной системы с течением времени произошла потеря большей части азота и уменьшение отношения N2/CO.
Возникает вопрос, аналогичный вопросу о происхождении земных океанов – не могут ли кометы быть ответственными за азот, содержащийся в земной атмосфере?
Чтобы оценить количество азота, принесенного на Землю кометами типа Чурюмова-Герасименко, ученые предположили, что изначальное изотопное отношение 14N/15N в составе кометы было таким же, как в составе Юпитера или солнечного ветра (они оба отражают состав протосолнечного вещества). Однако это изотопное отношение намного выше, чем было измерено для азотсодержащих молекул, входящих в состав кометного вещества (таких, как аммиак и синильная кислота). Отношение 14N/15N в земной атмосфере лежит примерно посередине между этими двумя величинами. Таким образом, можно было бы предположить, что земной азот был доставлен на Землю кометами.
Однако общее количество азота, найденного на комете Чурюмова-Герасименко, не является равной смесью молекулярного азота и азота, входящего в состав других молекул. Молекулярного азота там примерно в 15 раз меньше, чем азота в азотсодержащих молекулах. Все это означает, что кометы, аналогичные комете Чурюмова-Герасименко, никак не могут считаться источником земного азота (аналогичный вывод ранее был сделан и про кометную воду).
До прохождения кометой перигелия осталось 5 месяцев. Научная группа «Розетты» пристально следит за изменением состава газов, испускаемых кометой, пытаясь восстановить историю ее формирования и эволюции.
Источник: http://sci.esa.int/rosetta/55620-rosetta-makes-first-detection-of-molecular-nitrogen-at-a-comet/
(назван по имени английского математика, физика, астронома Исаака Ньютона - I. Newton 1643-1727) Важнейший для понимания процессов во Вселенной закон формулируется следующим образом... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.