Суббота, 04.05.2024

< Пыль и гравий в коме кометы Чурюмова-Герасименко
28.01.2015 00:19 Давность: 9 yrs
Категория: Малые тела

По поверхности Весты текли селевые потоки

Протопланета Веста, которую КА Dawn исследовал в 2011-2012 годах, выглядит совершенно сухим и холодным небесным телом. Поскольку Веста лишена атмосферы, присутствие жидкой воды на ее поверхности невозможно. Однако согласно новым данным по поверхности Весты все-таки иногда текут селевые потоки, образуя длинные извилистые овраги.

Научная группа, возглавляемая Дженнифер Скалли (Jennifer Scully), изучала овраги на склонах молодых кратеров Весты. Исследователи обнаружили несколько изогнутых оврагов с веерообразными отложениями в их нижней части. Такие детали рельефа часто встречаются на Земле и на Марсе, и они объясняются сходом селевых потоков – т.е. потоков, образованных жидкой грязью вперемешку с камнями различных размеров. Результат исследования был опубликован в журнале "Earth and Planetary Science Letters".

Форма оврагов, образованных селями, существенно отличается от формы «сухих» оврагов, сформированных осыпями сухого вещества. Хорошие примеры следов селевых потоков можно увидеть на склонах 15-километрового кратера Корнелия (Cornelia). Ширина образовавшихся оврагов сравнительно невелика – всего около 30 метров, а тянутся они почти на километр.

Возникает резонный вопрос – откуда на маленькой холодной Весте может взяться жидкая вода, пусть даже в небольших количествах?

Основная гипотеза происхождения изогнутых оврагов заключается в том, что в недрах Весты есть небольшие линзы водяного льда, возможно, занесенные туда кометами в незапамятные времена. Во время астероидного удара этот лед плавится, смачивает горные породы, и по склонам вновь образовавшегося кратера текут селевые потоки. Датчик нейтронов и гамма-лучей GRaND КА Dawn подтвердил, что под поверхностью Весты находятся гидратированные минералы, т.е. что недра Весты не совсем сухи. Эксперименты, проведенные в Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, показывают, что во время схода селевого потока тот успевает прорыть довольно длинный овраг прежде, чем вода полностью испарится.

«Эти результаты показывают, что на Весте происходят многие процессы из тех, что ранее ассоциировались только с планетами, – сказал Кристофер Рассел (Christopher Russell), научный руководитель миссии Dawn. – Мы надеемся раскрыть еще больше тайн во время исследования Цереры».

27 января Dawn находился на расстоянии 219 тыс. км от Цереры и приближался к ней со скоростью 120 м/сек.

Источники: http://dawn.jpl.nasa.gov/feature_stories/Vesta_Gullies_Suggest_Past_Flows.asp