Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
— У нас в стране мы не можем сами сделать высококачественные приемники излучения, в том числе в ультрафиолетовом диапазоне, — рассказывает Шустов. — Поэтому мы были вынуждены с разрешения Роскосмоса заключить контракт с британской фирмой E2V, осуществив предоплату. Однако в этом году США были введены дополнительные ограничения на поставку высокотехнологичной продукции в Россию, и это коснулось нашего контракта. Англичане делают приемник излучения сами, но электронную «обвязку» из радиационно стойких комплектующих создают с использованием американских деталей. Разрешения на экспорт этих деталей в Россию они получить не смогли.
По слова главы Института астрономии РАН, в E2V тем не менее не хотят прерывать контракт, чтобы не платить неустойку.
— Англичане нас уверяют, что необходимые детали смогут сделать сами, но попросили разрешения продлить срок действия контракта на 1,5 года, — говорит Шустов.
«Спектр-УФ» (международное название проекта: World Space Observatory — Ultraviolet) ученые сравнивают со знаменитым американским орбитальным телескопом «Хаббл». Его телескоп по размеру меньше «Хаббла» — 170 см против 240 см — однако из-за более современного подхода к технологиям, он, как ожидается, должен быть более эффективным. Запуск «Спектра-УФ» ранее планировался на 2016 год, теперь Борис Шустов называет 2020 год как предполагаемую дату старта. Главную роль в проекте играет Россия — научную часть ведет Институт астрономии РАН. Также в проекте участвует Мадридский университет Комплутенсе и германский Институт астрономии и астрофизики университета Тюбингена.
— К сожалению, мы не можем публично комментировать подробности контрактов, — заявил «Известиям» ассистент по маркетинговым коммуникациям E2V Стиви Корнс.
E2V — разработчик и производитель радиоэлектронного оборудования, применяемого в научных, медицинских, военных целях. Прежде компания называлась English Electric Valve Company. Она производит радарные системы, рентгеновские аппараты, лазерное оборудование. Среди клиентов компании — Airbus, Boeing, Raytheon, Siemens и др.
По словам источника «Известий» в Роскосмосе, случай с аппаратом «Спектр-УФ» можно считать прецедентом, поскольку до этого американцы не блокировали поставок комплектующих для научных аппаратов. При этом поставщикам космических аппаратов вещания удавалось получать разрешения на экспорт в Россию до самого последнего времени, добавляет источник.
Бориса Шустова позиция американцев не удивляет.
— Политика вмешивается во все и везде, наивно полагать, что наука существует в каком-то отдельном чистом мире, — говорит ученый.
Экспорт американских (в том числе частично американских — например, прошедших проверку или наладку на территории США) деталей, которые могут применяться в системах военного и двойного назначения, регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.
В соответствии с правилами ITAR экспорт электронно-компонентной базы (ЭКБ) категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в РФ возможен с разрешения Госдепартамента США.
По словам собеседника в Роскосмосе, до лета прошлого года американцы смотрели на поставки ЭКБ для российских средств двойного назначения сквозь пальцы, если только речь не шла о комплектующих, используемых в системах наступательного вооружения. В начале лета 2013 года, когда возник вопрос со Сноуденом и Сирией, американцы дали понять, что режим поставок может измениться: тогда они запретили поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2», назвав его военным (назначение аппарата — геодезические измерения высокой точности, его собственник — Минобороны РФ). Позднее появилась информация о запрете поставок комплектующих для ГЛОНАСС, но официального подтверждения она пока не получила.
— Американцы пытаются нас отсечь от продуктов новых технологий, — говорит член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — В отличие от политических и финансовых мер воздействия технологические санкции напоминают айсберг — большая их часть не видна. То есть какие-то меры объявляются, а о каких-то ты узнаешь в последний момент, когда половина спутника построена. Ровно так и случилось с E2V. Но в такой ситуации не одна Россия находится. Тем, кому угрожают подобные меры, стоит объединиться и разрабатывать критически важные технологии совместно. Только так можно избежать последствий технологического колониализма.
Источник: «Известия»
Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.