Воскресенье, 05.05.2024

< Новости миссии «Розетта»
06.11.2014 00:20 Давность: 10 yrs

OGLE-2011-BLG-0265L b: планета-гигант у далекого красного карлика

Методом гравитационного микролинзирования обнаружена планета-гигант, расположенная далеко за снеговой линией родительской звезды.

Маломассивные звезды – красные карлики – составляют 70-75% звезд в окрестностях Солнца и являются самыми распространенными звездами Галактики. Однако подавляющее большинство внесолнечных планет открыто у более массивных звезд. Это вызвано большими трудностями в поиске планет у красных карликов – для успешного применения транзитного метода или метода измерения лучевых скоростей M-звезды слишком тусклы и, как правило, отличаются высоким уровнем вспышечной активности.

При этом большинство экзопланет, открытых методом гравитационного микролинзирования, открыто именно у звезд красных карликов. Чувствительность этого метода не зависит от светимости объекта-линзы и очень слабо зависит от его массы. Поэтому с помощью гравитационного микролинзирования можно открывать планеты, недоступные всем остальным методам – в том числе холодные планеты у красных карликов, расположенные далеко за снеговой линией. Одной из таких планет стала OGLE-2011-BLG-0265L b.

Событие микролинзирования OGLE-2011-BLG-0265 было замечено 16 апреля 2011 года в рамках обзора OGLE-IV. Также оно было зафиксировано обзором MOA под именем MOA-2011-BLG-197. Позже к наблюдениям подключилось еще несколько микролинзовых обзоров, например, LAIWO из Израиля, PLANET, мюFUN, RoboNet и MiNDSTEp. Совместными усилиями была построена весьма полная и подробная кривая блеска фоновой звезды, чей видимый блеск был усилен гравитационным полем линзы OGLE-2011-BLG-0265. Характерный «двугорбый» вид кривой блеска показал, что линза является двойной – т.е. состоит из звезды и массивной планеты.

Характерный двугорбый вид кривой блеска фоновой звезды подсказал ученым, что звезда-линза является двойным объектом.

Анализ данных показал, что кривая блеска может быть описана двумя различными моделями системы «планета+звезда», причем пока нет возможности определить, какая из моделей ближе к истине.

Согласно первой модели, планета-гигант массой 0.96 +0.29/-0.20 масс Юпитера расположена на расстоянии (в проекции на небесную сферу) 2.01 ± 0.24 а.е. от родительской звезды – красного карлика массой 0.231 +0.073/-0.048 солнечных масс. При этом вся система удалена от нас на 4.19 +0.51/-0.43 кпк.

Согласно второй модели, планета-гигант массой 0.61 +0.26/-0.14 масс Юпитера расположена на расстоянии 1.64 ± 0.31 а.е. от родительской звезды – красного карлика массой 0.149 +0.065/-0.033 солнечных масс. В этом случае система удалена от нас на 3.30 +0.70/-0.47 кпк.

В обоих случаях рядом с маломассивной звездой оказывается планета-гигант, причем располагается она далеко за пределами снеговой линии (температурный режим новой планеты оказывается промежуточным между температурными режимами Урана и Нептуна). Это бросает определенный вызов теории образования планет-гигантов путем аккреции на ядро и скорее подтверждает теорию образования гигантов в результате гравитационной неустойчивости в протопланетном диске.

Что же дальше?

Примерно через 10 лет звезда-источник и звезда-линза разойдутся достаточно далеко (на 35 миллисекунд дуги), чтобы их можно было разрешить с помощью Гигантского телескопа Магеллана (GMT). Измерив взаимное расположение обеих звезд, можно будет определить направление движения звезды-линзы относительно звезды-источника и понять наконец, какая из двух моделей верна.