Четверг, 25.04.2024

< Сколько государства тратят на космос
14.10.2014 00:05 Давность: 10 yrs
Категория: Организация космической деятельности, Солнечная система

Пятый симпозиум по Солнечной системе в Москве

13 октября в Институте космических исследований РАН открылся пятый Международный московским симпозиум по исследованиям Солнечной системы (MS3).

Самые свежие результаты миссии "Розетта" (Европейское космическое агентство), с августа этого года работающей у кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, открыли пленарную сессию. Профессор Петер Вурц (Peter Wurz, университет Берна, Швейцария) представил итоги измерений, проведенных вблизи кометы с помощью комплекса ROSINA: данные о плотности и составе частиц, которые составляют её кому. Это летучие соединения: вода, углекислота и оксид углерода, соединения азота и серы, углеводороды. Измерения проводились, начиная с расстояния в 3,5 астрономической единицы, и продолжаются по мере приближения кометы к Солнцу. В частности, впервые в коме прямыми методами были зарегистрированы молекулы азота (N2). На основе этих данных можно строить предположения и об истории кометы, и об истории Солнечной системы. Так, в частности, по словам докладчика, сейчас можно сказать, что комета образовалась при температуре около 300 градусов Кельвина. Кроме этого, измерения у кометы могут подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что вода на Землю была занесена кометами (по соотношению дейтерия к водороду). Обработка данные продолжается, и, по словам Петера Вурца, уже через несколько недель можно будет назвать более точные данные.

Результаты межпланетных аппаратов MESSENGER и LADEE (НАСА) продолжили сессию. Профессор Джеймс Хед (James Head, университет Брауна, США) сделал краткий обзор задач и результатов миссии MESSENGER по изучению Меркурия. Нацеленная в первую очередь на геологические исследования, эта миссия представила данные о минеральном составе поверхности и общей морфологии. Исследователи обрабатывают данные миссии, чтобы обнаружить следы вулканизма: часть поверхности Меркурия залита лавой, однако источник этих лав пока неизвестен. Другой интересный вопрос — как сжимался Меркурий, так как по некоторым данным он достаточно серьезно уменьшился в радиусе во время своей эволюции (на ~7 км), что повлияло на внешний вид его коры. С помощью MESSENGER стало возможным лучше изучить постоянно затененные регионы на планете (места, куда из-за положения планеты на орбите, не попадает солнечный свет). Как оказалось, они очень хорошо совпадают с данными радарных наблюдений (с Земли и с орбиты), которые свидетельствуют о наличии воды под поверхностью. Все эти данные необходимы, чтобы уточнить модели образования Меркурия, и, по словам Джеймса Хеда, уже сейчас можно исключить несколько моделей, которые разрабатывались до миссии MESSENGER. Аппарат скоро закончит свою работу ударом о Меркурий, и до этого момента исследователи надеются получить данные со все более низких орбит (вплоть до 15 км).

Зонд LADEE, о котором рассказывал Марк Кёпке (Mark Koepke, университет Западной Виргинии, США) был запущен к Луне в сентябре 2013 года, чтобы решить частную, но очень интригующую задачу лунных исследований, — измерить состав экзосферы, параметры пылевых частиц и их вариации со временем. LADEE закончил работу 17 апреля 2014 года.

Научные сессии Симпозиума продолжатся до 16 октября и включат секции по марсианским и лунным исследованиям, изучению Венеры и дальних планет Солнечной системы.

Московский симпозиум по исследованиям Солнечной системы проводится в ИКИ РАН с 2010 года. В 2014 г. он стал дважды юбилейным. Сегодня исполняется 250 лет с года основания университета Брауна (США) и 40 лет сотрудничеству университета с Институтом геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского (ГЕОХИ) и ИКИ РАН. Московский симпозиум продолжает традицию научных встреч, посвященных изучению планет, которые много лет организовывали и продолжают организовывать университет Брауна и Геохи РАН в нашей стране и за рубежом.

Симпозиум проходит при поддержке Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований.

Источник: пресс-центр ИКИ РАН