Воскресенье, 05.05.2024

< Что у Луны под мантией?
09.10.2014 03:00 Давность: 10 yrs
Категория: Луна

Большая часть воды в лунном грунте возникла под воздействием солнечного ветра

Исследователи из Университета Сорбонны и Национального музея естественной истории в Париже определили, что большая часть воды в грунте на поверхности Луны образовалась из протонов солнечного ветра, которые взаимодействовали с атомами кислорода, содержащимися в лунной пыли, а не из комет или метеоритов. Работа Элиса Стефана и Франсуа Роберта была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

После того, как астронавты NASA привезли образцы грунта с Луны, большей частью научного сообщества было принято, что обнаруженные образцы не содержат воды. Последующий анализ при помощи более чувствительных методов показал, что вода все-таки присутствует в лунном реголите, причем не только в недрах, но и в небольших количествах в пыли на поверхности. Когда это стало известно, ученые предположили, что вода попала туда из комет или метеоритов, упавших на Луну. В нынешней работе авторы говорят о том, что это предположение неверно, и что вода, по крайней мере, та, которая содержится в поверхностной пыли, появилась в результате воздействия солнечного ветра на частицы лунного грунта.

При изучении крупинок образца лунного грунта исследователи обнаружили, что именно снижение доли кислорода в силикатах из-за воздействия протонов солнечного ветра стало причиной образования воды. Они пришли к такому выводу, проведя изотопный анализ лития в образцах плагиоклаза с поверхности Луны и вычислив соответствующий изотопному составу лития изотопный состав водорода D/H. Сравнив ожидаемое отношение дейтерия и водорода в образце-грануле с фактическим, исследователи нашли, что в среднем гранулы содержат лишь 15% воды из прочих источников (предположительно от комет или метеоритов), основная же доля приходится на воду, образовавшуюся под воздействием солнечного ветра. Они также отметили, что в некоторых образцах вся вода была сформирована под воздействием солнечного ветра.

Исследователи отмечают, что их выводы касаются лишь воды, обнаруженной на поверхности Луны, тогда как о происхождении воды в лунных недрах остается лишь догадываться.

Источник: AstroNews