Среда, 01.05.2024

< Необычная система Kepler-419
29.08.2014 00:03 Давность: 10 yrs
Категория: Луна

Защитить космонавтов на Луне помогут лунные пещеры

Поверхность Луны покрыта миллионами ударных кратеров, однако кроме кратеров там попадаются и «дыры» – круглые ямы с крутыми стенками, которые в некоторых случаях могут быть входом в пещеры. В этих пещерах будущие космонавты могли бы найти укрытие от радиации, микрометеоритов и резких перепадов суточных температур, которыми отличается поверхность Луны.

Три первые, самые крупные «дыры» обнаружил японский космический аппарат Кагуя. Впоследствии Лунный орбитальный разведчик (LRO) нашел около 200 таких «дыр» диаметром от 5 до 900 метров.

Этот снимок показывает крупную «дыру», расположенную в море Спокойствия. Высоко стоящее солнце освещает дно отверстия, усыпанное крупными валунами.

Большинство «дыр» расположены в крупных кратерах, залитых лавой, или в лунных морях. Эти места объединяет наличие мощных потоков лавы, которые текли когда-то под сводом из затвердевшей породы. Аналогичные структуры (т.н. «лавовые трубы») часто встречаются и на Земле. Лава течет по тоннелю, пробитому или проплавленному в горной породе, и, остывая, затвердевает по краям. Если напор потока резко уменьшается, лава уходит, и под землей остается пустой тоннель. Впоследствии крыша тоннеля может частично обрушиться в результате падения метеорита или лунотрясения, и на поверхности возникает «дыра».

Вулканическая активность на Луне давно угасла, но крупные резервуары жидкой лавы могут возникать в результате падения астероидов. Энергия, выделившаяся при мощном астероидном ударе, может расплавить многие кубические километры горных пород, которые будут постепенно остывать в течение сотен тысяч лет. Двигаясь под уклон, лава пробивает себе дорогу в толще горных пород, формируя тоннели.

Особенно интересно изучение «дыр», обнаруженных на поверхности лунных морей. Изучение снимков стенок отверстий, полученных с низкой окололунной орбиты, показывает, что морские «дыры» при своем образовании пробивают десятки отдельных слоев. Это означает, что лунные моря образовались в результате напластований множества отдельных тонких потоков лавы, а не нескольких крупных. Исследования лунного грунта, взятого со стенок морских «дыр», на Земле, могли бы определить точный возраст этих слоев, и даже найти частицы солнечного ветра, которые были пойманы в ловушку лунных пород миллиарды лет назад.

Ссылка на полноразмерное изображение:

К настоящему времени исследователи нашли около 200 «дыр» в окрестностях 29 сравнительно молодых (моложе 1 млрд. лет), залитых лавой кратеров Коперниканской эпохи. 8 «дыр» было обнаружено на поверхности лунных морей, и 2 – в горной местности.

Ссылка на видеоролик, иллюстрирующий образование лунных пещер:

Источник: http://www.nasa.gov/content/goddard/lunar-pits-could-shelter-astronauts-reveal-details-of-how-man-in-the-moon-formed/