Суббота, 20.04.2024

< С марсианского холма скатился гигантский валун
19.08.2014 00:21 Давность: 10 yrs
Категория: Межпланетная среда, Технологии

Stardust обнаружил семь межзвездных пылинок

Команда миссии Stardust объявила об открытии в аэрогелевых ловушках космического аппарата 7 пылевых частиц, которые могут иметь межзвездное происхождение. Отчет об этой работе появился в августовском номере журнала Science. Еще 12 статей, посвященных этим частицам, вскоре выйдут в журнале Meteoritics & Planetary Science.

КА Stardust был запущен 7 февраля 1999 года с целью изучения кометного вещества и доставки его образцов на Землю. 2 января 2004 года он прошел на расстоянии 240 км от ядра кометы Wild 2 и с помощью специальных аэрогелевых ловушек произвел сбор пылевых частиц из комы кометы. Кроме того, в периоды с февраля по май 2000 года и с август по декабрь 2002 года зонд открывал свои ловушки для сбора межпланетной и межзвездной пыли, не входящей в состав кометного вещества. 15 января 2006 года спускаемая капсула с образцами космической пыли вошла в атмосферу Земли и успешно приземлилась в пустынной местности штата Юта (США), в 80 милях западнее города Солт-Лейк-Сити.

В том же году NASA обратилось к интернет-сообществу с просьбой принять участие в анализе миллионов пластинок, на которые был нарезан аэрогель ловушек с пойманными космическими частицами. 1 августа 2006 года стартовал проект Stardust@Home, его участники шутливо называют себя «пыльниками» («dusters»). Волонтеры, участвующие в этом проекте, просмотрели более миллиона снимков пластинок аэрогеля и обнаружили две космических пылинки размером около двух микронов каждая. Третий трек длиной 35 микрон был проделан частицей, которая двигалась так быстро (со скоростью быстрее 15 км/сек), что при попадании в ловушку испарилась. Еще 29 частиц, как оказалось, были выбиты из самого космического аппарата.

Самая крупная межзвездная пылинка, попавшая в аэрогелевые ловушки зонда Stardust, проделала отверстие длиной в 35 микрон, а потом испарилась. Предполагается, что ее масса составляла 3 пикограмма.

Четыре частицы из семи, о которых сообщается в Science, были найдены не в аэрогеле, а в алюминиевой фольге между плитками ловушек. Хотя первоначально фольга не рассматривалась в качестве поверхности для сбора пыли, международная группа физиков под руководством Ронды Страуд (Rhonda Stroud) из Военно-морской Научно-исследовательской лаборатории изучила кусочек фольги и идентифицировала 4 ямки, выложенные материалом, составленным из элементов, ожидаемых в составе космической пыли. Три из этих четырех частиц, размером всего в десятые доли микрона, содержат соединения серы, которые, по мнению ученых, не могут появиться в межзвездном пространстве. Команда Страуд планирует изучить оставшиеся 95% фольги с целью поиска других межзвездных частиц – получив их в достаточном количестве, можно будет делать более уверенные выводы о разнообразии свойств межзвездной пыли и ее происхождении.

Вообще, свойства пойманных пылинок оказались гораздо более разнообразны, чем ожидалось ранее. Меньшие частицы заметно отличаются от более крупных, и, похоже, что у них была разная история. Большие частицы имеют рыхлую, «пушистую» структуру, напоминающую структуру снежинок.

Ученые оговариваются, что внесолнечное происхождение семи частиц еще твердо не установлено, нужны дополнительные исследования. Так, изучение изотопного состава атомов кислорода, входящих в состав «подозрительных» пылинок, позволит получить дополнительные доказательства их межзвездной природы.

Источники: http://www.nasa.gov/press/2014/august/stardust-team-reports-discovery-of-first-potential-interstellar-space-particles/