Суббота, 20.04.2024

< Данные зондирования Земли в России планируется сделать открытыми
14.08.2014 00:28 Давность: 10 yrs

CoRoT-22 b: транзитный горячий нептун на 9.8-дневной орбите

Европейские астрономы под руководством C. Moutou продолжают неспешно подтверждать планетную природу транзитных кандидатов, обнаруженных космическим телескопом COROT.

13 августа в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная валидации транзитного горячего нептуна CoRoT-22 b. Хотя массу планеты методом измерения лучевых скоростей измерить так и не удалось (был получен только верхний предел в 49 масс Земли), вероятность того, что перед нами именно планета, в 1400 раз больше, чем вероятность ложного открытия.

CoRoT-22 – солнцеподобная звезда, удаленная от нас на 592 +25/-42 пк. Ее масса оценивается в 1.10 ± 0.05 солнечных масс, радиус – 1.136 +0.04/-0.09 солнечных радиусов, содержание тяжелых элементов немного превышает солнечное. Возраст звезды достаточно неуверенно оценивается в 3.3 ± 2 млрд. лет.

Кривая блеска CoRoT-22 демонстрирует четкий транзитный сигнал с глубиной 0.2% и периодом 9.7560 ± 0.0001 земных суток, соответствующий планете радиусом 4.88 +0.17/-0.39 радиусов Земли. Для подтверждения его планетной природы звезда подверглась стандартной процедуре валидации. Снимки высокого разрешения, полученные 0.8-метровым телескопом IAC (Тенерифе) и 1.2-метровым телескопом Эйлера (Ла Силья) показали несколько тусклых звезд, попадающих в прямоугольник ошибок на матрице телескопа и способных загрязнить кривую блеска звезды CoRoT-22. Как оказалось, фотометрия CoRoT-22, полученная COROT, загрязнена соседними звездами на 1.9 ± 0.5%. В голубых лучах это загрязнение сильнее (6.2 ± 1.4%), в красных лучах – слабее (1.0 ± 0.3%). Тщательное изучение этих звезд показало, что не они отвечают за транзитный сигнал на кривой блеска CoRoT-22.

Измерение лучевых скоростей родительской звезды не выявило однозначно колебаний, вызванных гравитационным влиянием планеты. Формально амплитуда колебаний лучевой скорости звезды, соответствующих орбитальному периоду планеты, составила 3.7 ± 3.9 м/сек, так что речь может идти только о верхнем пределе на массу CoRoT-22 b. С достоверностью 99% эта масса оказывается меньше 49 масс Земли. Это означает, что средняя плотность планеты не превышает 2.56 г/куб.см. CoRoT-22 b вращается вокруг своей звезды на среднем расстоянии 0.092 а.е. (~17.3 звездных радиусов), его эффективная температура оценивается авторами открытия в 885 +53/-280К (в предположении нулевого альбедо).

После горячей транзитной суперземли CoRoT-7 b планета CoRoT-22 b оказывается самой маленькой транзитной планетой, открытой миссией COROT. Авторы открытия признаются, что у них есть еще около 20 транзитных кандидатов того же размера или меньше, проверкой которых они сейчас занимаются. Правда, тусклость родительских звезд этих кандидатов, скорее всего, воспрепятствует измерению их массы RV-методом, так что и в этом случае придется довольствоваться валидацией, а не полным подтверждением.

В будущем масса планеты CoRoT-22 b может быть измерена спектрографом VLT-ESPRESSO.

Источник: http://arxiv.org /pdf/1408.2576v1 .pdf