Среда, 24.04.2024

< NASA финансирует двенадцать футуристических концепций космических технологий
09.06.2014 00:56 Давность: 10 yrs

Многопланетная система CoRoT-24

Вокруг далекого оранжевого карлика вращаются две транзитные планеты размерного класса нептунов и не транзитная планета-гигант.

Европейский космический телескоп CoRoT вышел из строя более полутора лет назад, однако анализ данных, полученных этим инструментом, все еще продолжается. 6 июня в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная описанию планетной системы CoRoT-24. Система включает в себя две транзитные планеты размерного класса нептунов и одну не транзитную планету-гигант.

Миссия CoRoT во многом оказалась в тени гораздо более успешной миссии NASA Kepler. Чуть менее, чем за 5 лет работы CoRoT`ом было обнаружено только два с половиной десятка планет, большинство из которых является горячими юпитерами. Меньшая апертура главного зеркала телескопа (27 см против 95 см у Кеплера) и сравнительно небольшое поле зрения стали причиной того, что большинство транзитных кандидатов CoRoT найдены у тусклых звезд (тусклее 14-15 звездной величины). Слабый блеск родительских звезд, в свою очередь, препятствует как обнаружению небольших планет (нептунов и суперземель), так и затрудняет последующее подтверждение планетной природы транзитных кандидатов.

Система CoRoT-24 интересна тем, что обе ее транзитные планеты имеют размерный класс нептунов, а также тем, что это многопланетная система. Для планетных систем Кеплера это совершенно обычная картина, но CoRoT, повторюсь, открывал в основном одиночные транзитные планеты-гиганты.

Итак, CoRoT-24 удалена от нас на 600 ± 70 пк. Это звезда главной последовательности спектрального класса K1 V, т.е. немного легче и холоднее Солнца. Ее масса оценивается в 0.91 ± 0.09 солнечных масс, радиус – в 0.86 ± 0.09 солнечных радиусов, светимость составляет примерно 40% от светимости Солнца. Звезда отличается повышенным содержанием тяжелых элементов – их примерно в 2 раза больше, чем в составе нашего дневного светила. Возраст системы оценивается в ~11 млрд. лет.

Кривая блеска CoRoT-24 демонстрирует два транзитных сигнала с периодами 5.1134 ± 0.0006 и 11.759 ± 0.0063 земных суток и глубиной, соответствующей планетам с радиусами 3.7 ± 0.4 и 5.0 ± 0.5 радиусов Земли. Европейские астрономы провели тщательный анализ данных, и практически исключили наличие астрофизических явлений, способных имитировать транзитный сигнал и привести к ложному открытию планет в этой системе (т.е. провели процедуру валидации).

Измерение лучевых скоростей звезды CoRoT-24, проведенное с помощью спектрографов HARPS (7 замеров) и HIRES (4 замера), позволило зафиксировать слабые колебания, вызванные гравитационным влиянием внешней планеты CoRoT-24 c. Масса внешней планеты оказалась равной 28 ± 11 масс Земли, что приводит к средней плотности 1.3 +0.5/-0.4 г/куб.см. Таким образом, планета CoRoT-24 c является тяжелым нептуном. Ее эффективная температура оценивается авторами открытия в 850 ± 80К.

Массу внутренней планеты CoRoT-24 b RV-методом определить не удалось. Был получен только верхний предел в 5.7 масс Земли, соответствующий верхнему пределу на среднюю плотность планеты в 0.9 г/куб.см. Скорее всего, внутренняя планета CoRoT-24 b является представителем класса очень рыхлых планет с небольшой массой и протяженной водородно-гелиевой атмосферой, которых во множестве обнаружил космический телескоп им. Кеплера. Эффективная температура внутренней планеты оценивается в 1070 ± 140К.

Измерения лучевых скоростей родительской звезды позволили также обнаружить в этой системе не транзитную планету-гигант с минимальной массой ~1.5 масс Юпитера и орбитальным периодом ~940 земных суток. Однако пока количества замеров лучевой скорости CoRoT-24 не хватает для точного определения ее параметров. Авторы открытия надеются, что звезда CoRoT-24 станет достойной целью для будущих наблюдений с помощью высокоточного спектрографа ESPRESSO на VLT.