Суббота, 20.04.2024

< РФ и КНР готовы к стратегическому сотрудничеству в космосе
27.05.2014 00:29 Давность: 10 yrs

Определена температура дневного и ночного полушария Осириса

Измерив глубину вторичного минимума в системе HD 209458 с помощью космического инфракрасного телескопа им. Спитцера, астрономы определили температуру дневного и ночного полушария горячего гиганта HD 209458 b (Осириса), а также выяснили, что «горячее пятно» на дневном полушарии сдуто сильными экваториальными ветрами на 41° к востоку.

Горячий юпитер Осирис (HD 209458 b) был открыт еще в 1999 году методом измерения лучевых скоростей, а в следующем, 2000-м году были обнаружены его транзиты по диску родительской звезды. Из-за яркости звезды (ее видимая звездная величина +7.65 в видимом свете и +6.3 в спектральной полосе K) эта система неоднократно наблюдалась целым рядом наземных и космических телескопов в самых разных диапазонах электромагнитного спектра от УФ до дальнего ИК. На данный момент Осирис является одним из наиболее изученных и близких к нам горячих юпитеров.

26 мая в Архиве электронных препринтов появилась статья Роберта Зеллема (Robert T. Zellem) с коллегами, посвященная наблюдениям вторичного минимума в системе HD 209458 на волне 4.5 мкм с помощью космического ИК-телескопа им. Спитцера. Вторичный минимум на кривой блеска звезды возникает тогда, когда транзитная планета заходит за звездный диск, и общий блеск системы слегка уменьшается. Измерение глубины вторичного минимума на разных длинах волн позволяет определить как альбедо планеты (при наблюдениях в оптическом диапазоне), так и температуру ее дневного полушария (при наблюдениях в инфракрасном диапазоне).

Авторы статьи провели наблюдения системы HD 209458 непрерывно на протяжении 96.55 часов (с 17 по 21 января 2010 года). Они получили полную фазовую кривую (т.е. охватили наблюдениями полный орбитальный период Осириса, составляющий всего 3.52475 земных суток). Это позволило им не только зафиксировать транзит и два вторичных минимума, но и измерить слабые колебания блеска системы, вызванные сменой фаз Осириса.

Кривая блеска системы HD 209458, измеренная Спитцером на волне 4.5 мкм. Видны два вторичных минимума, один транзит, а также плавное изменение полного блеска системы, вызванное сменой фаз Осириса. Всплеск при фазе ~0.2 вызван активностью звезды.

Глубина вторичного минимума оказалась равной 0.139 ± 0.007%, что на 35% больше, чем было измерено в 2008 году в том же спектральном диапазоне (разница составила 4.4 сигма). При этом отношение радиуса планеты к радиусу звезды авторы исследования оценили в 0.1213 ± 0.0003, что находится в очень хорошем согласии с предыдущими оценками (0.12174 ± 0.00056). Измерение фазовой кривой позволило оценить температуру дневного и ночного полушарий HD 209458 b. В отличие от прошлых измерений, согласно которым оба полушария Осириса являются одинаково раскаленными, группа Зеллема нашла, что температура дневного полушария достигает 1499 ± 15К, а температура ночного – лишь 972 ± 44К. При этом самая высокая температура на диске планеты («горячее пятно») наблюдается не в подзвездной точке, а сдвинуто от нее на 41 ± 6° восточнее. Последний результат находится в хорошем согласии с предсказаниями моделей горячих юпитеров, согласно которым ураганные ветра, дующие вдоль экватора таких планет, сдувают наиболее горячий газ вдоль направления своего течения.

Причина столь резкого изменения картины глобального нагрева Осириса по сравнению с 2007-2008 годами пока не известна. Возможно, дело в систематических погрешностях во время старых наблюдений, а возможно, мы наблюдаем реальную смену погоды на планете HD 209458 b. Решить, какая версия ближе к истине, помогут будущие наблюдения.