Пятница, 03.05.2024

< Открыта первая землеразмерная планета в обитаемой зоне!
18.04.2014 00:11 Давность: 10 yrs
Категория: Системы планет гигантов, Сатурн

«Кассини» зафиксировал рождение нового спутника

КА «Кассини» зафиксировал образование небольшого ледяного объекта в кольцах Сатурна, который может стать новым спутником планеты-гиганта. Данный процесс служит наглядной иллюстрацией образования и других больших и малых спутников.

Снимки, полученные АМС «Кассини» 15 апреля 2013 года, показали возмущение на самом краю кольца А – самого внешнего из больших и ярких колец. Это возмущение выглядело аркой длиной 1200 км и шириной около 10 км, чья яркость на 20% превысила яркость ближайших окрестностей. Также ученые заметили необычные протуберанцы на обычно гладком крае кольца. Ученые считают, что и арка, и протуберанцы явились следствием гравитационного влияния близкого объекта. Более подробно об этих наблюдениях рассказано в статье в журнале Icarus, опубликованной он-лайн 14 апреля 2014 года.

Снимок был получен АМС «Кассини» 15 апреля 2013 года с расстояния 1.2 млн. км, разрешение снимка 7 км в пикселе.

Вряд ли этот объект еще сильно вырастет, возможно, он даже развалится. Однако процесс его формирования и постепенного дрейфа из кольца наружу помогает нам понять, как давным-давно в кольцах, гораздо более протяженных и мощных, нежели нынешние, образовывались другие спутники Сатурна, в том числе такие крупные, как Титан. Более того, что-то похожее (но, конечно, совсем в других масштабах) происходило на заре образования Солнечной системы, когда формировались планеты земного типа.

Объект, неофициально названный Пегги (Peggy), слишком мал, чтобы прямо быть замеченным на снимках «Кассини». Предполагается, что его размер не превышает километра.

Размеры ледяных спутников Сатурна зависят от их близости к планете – чем дальше от планеты, тем спутник больше. Многие спутники Сатурна состоят главным образом изо льда – как и частицы, из которых состоят кольца Сатурна. Опираясь на эти и другие факты, исследователи недавно предположили, что ледяные спутники формировались из частиц кольца и мигрировали наружу, прочь от планеты, тем самым получая самостоятельность и пополняя обширное спутниковое семейство Сатурна.

«Наблюдение возможного рождения крошечного спутника было неожиданно и захватывающе», – сказала координатор проекта «Кассини» Линда Спилкер из Лаборатории реактивного движения NASA. Согласно Спилкер, в конце 2016 года орбита «Кассини» приблизится к внешнему краю кольца, что обеспечит возможность изучить Пегги более подробно и, возможно, даже получить его снимки.

Скорее всего, процесс формирования спутников в кольцах Сатурна закончился на Пегги, поскольку запас вещества в них уже в значительной степени исчерпан.

«Существует гипотеза, что раньше кольца Сатурна были гораздо более протяженными и массивными, – сказал Карл Мюррей (Carl Murray) из Лондонского университета королевы Марии, один из авторов статьи в журнале Icarus. – Новые спутники формировались у внешнего края кольца, приводя к исчерпанию его вещества, таким образом, те, что сформировались раньше всех, являются самыми большими и самыми дальними».

Источник: http://saturn.jpl.nasa.gov/news/newsreleases/newsrelease20140414/