Пятница, 29.03.2024

< К вопросу об описании инопланетной атмосферы
04.04.2014 00:59 Давность: 10 yrs
Категория: Карликовые планеты, Солнечная система

В Солнечной системе открыты ещё две карликовые планеты

«Камера для наблюдений за тёмной энергией» отыскала на окраине нашей системы ещё два крупных тела, одно диаметром 600 км, а другое — до 1 000 км. По словам астрономов, подобных объектов в тех краях может быть очень много.

Когда неделю назад было объявлено об открытии новой карликовой планеты 2012 VP113, читающий мир не знал, что та же «Камера наблюдений за тёмной энергией» (что на 4-метровом телескопе Бланко в Чили) разглядела ещё пару куда более крупных кандидатов в планетные карлики — тела 2013 FY27 и 2013 FZ27. Как минимум одно из них здравствует не в экзотическом для нас с вами облаке Оорта (речь, предположительно, о 2012 VP113), а в сравнительно давно известном поясе Койпера, расположенном значительно ближе к Солнцу.

Орбита 2013 FY27 (здесь и ниже иллюстрации NASA / JPL Small-body Database Browser.)

Кандидат-планета 2013 FZ27, к примеру, сейчас удалена от Солнца на 50 а. е., то есть всего в полсотни раз дальше нас. При этом её ближайшая к светилу точка орбиты лежит в 33 а. е. Благодаря диаметру в 600 км это тело с высокой долей вероятности имеет достаточную массу, чтобы гравитация сделала его сфероидным, а это, как вы помните, один из главных признаков карликовых планет. 2013 FY27 в этом смысле ещё интереснее: её диаметр равен примерно 1 000 км (850 по минимальной из реалистичных оценок), а удаление от Солнца составляет 80 а. е. По всей видимости, сейчас это тело близко к афелию, самой дальней точке своей орбиты, расстояние до которого от Солнца равно 82,6 а. е., а его перигелий отстоит от светила на 35,7 а. е.

И это несколько усложняет вопрос о том, какова природа 2013 FY27. Считается, что пояс Койпера заканчивается примерно в 50–55 а. е. от Солнца, то есть даже FZ27, по сути, лежит на его внешнем крае. FY27 же почти наверняка следует отнести к так называемому рассеянному диску — области, где тела, в отличие от пояса Койпера, могут быть не только более удалёнными от Солнца, но и имеющими значительно менее правильные орбиты. В этом смысле планета 2013 FY27, с её наклоном орбиты, равным 33°, больше соответствует телам рассеянного диска, чем более «правильному» поясу Койпера.

Обращает на себя внимание высокая эффективность «Камеры наблюдения за тёмной энергией» в том, что не было её основной задачей. Устройство с его 520 мегапикселами предназначалось, как видно из названия, для поиска тусклого света от миллионов весьма далёких галактик и отслеживания скорости расширения Вселенной (то есть влияния на этот процесс тёмной энергии).

Сравнение её же орбиты с орбитами Эридой и недавно открытого 2012 VP113.

Однако в сотнях гигабайт данных длительных наблюдений за определёнными секторами неба вдруг стали обнаруживаться весьма дальние тела нашей собственной системы: они просто двигались намного быстрее галактик из других регионов Вселенной, по сути, неподвижных для земного наблюдателя. Высокая чувствительность камеры к объектам за миллиарды световых лет оказалась ключом к её успеху в открытии карликовых планет. Скотт Шеппард (Scott Sheppard) из Института Карнеги (США), открыватель обоих объектов, уверен, что мы вправе «ждать множества подобных находок в будущем».

И это действительно так: совсем недавно считалось, что на орбите Плутона, примерно соответствующей месту обнаружения FZ27, все крупные тела уже известны, новые же открытия указывают на то, что даже объекты крупнее 600 км до сих пор ускользали от земных астрономов. В ещё большей степени это относится к телам рассеянного диска, подобным тысячекилометровому FY27.

Источник: Компьюлента