Понедельник, 06.05.2024

< 2012 VP113: новая карликовая планета из внутренней части облака Оорта
29.03.2014 00:06 Давность: 10 yrs

Gliese 687 b: прохладный нептун в 4.5 парсеках от Солнца

Методом измерения лучевых скоростей родительских звезд обнаружена планета с массой ~19 масс Земли у близкого красного карлика Gliese 687.

Согласно последним данным, небольшие планеты (нептуны и суперземли) встречаются у большинства звезд Галактики. Особенно часто они встречаются у звезд красных карликов. Так, по мнению К.Дрессинг и Д.Шарбонно, опиравшихся на анализ данных, полученных космическим телескопом им. Кеплера, 90 ± 4% звезд с температурой фотосферы ниже 4000К имеют хотя бы одну планету радиусом от 0.5 до 4 радиусов Земли и периодом короче 50 суток.

Отличным подтверждением этого тезиса явилось открытие планеты у близкого красного карлика Gliese 687. Эта звезда удалена от Солнца всего на 4.5 ± 0.1 пк и является 39-й в списке ближайших к Солнцу звезд (с учетом кратности многих звезд – 56-й). Из-за своей близости и относительной яркости Gliese 687 неплохо изучена. Ее радиус был прямо измерен интерферометром CHARA и составил 0.4183 ± 0.007 солнечных радиусов. Спектральный класс этой звезды – M3 V, масса оценивается в 0.413 ± 0.04 солнечных масс, светимость составляет всего 2.13% светимости Солнца.

В течение последних 16 лет Gliese 687 в составе 160 других близких красных карликов мониторилась на обсерватории им. Кека с помощью спектрографа HIRES. В последнее время к наблюдениям подключился и Автоматический телескоп для поиска планет (Automated Planet Finder Telescope). Всего было сделано 147 замеров лучевой скорости этой звезды (122 на Кеке, 20 на APF и 5 на телескопе им. Хобби-Эберли).

Хотя Gliese 687 не назовешь очень спокойной – на ней довольно часто бывают пятна, приводящие к колебаниям блеска в пределах нескольких процентов – ее лучевая скорость показала явные колебания с полуамплитудой 6.4 ± 0.5 м/сек и периодом 38.14 суток, заметно отличающимся от периода вращения звезды вокруг своей оси (61.8 ± 1 земных суток). Хромосферная активность звезды не показывала никакой связи с этим периодом. Таким образом, астрономы пришли к выводу, что колебания лучевой скорости звезды вызваны гравитационным влиянием планеты.

Минимальная масса (параметр m sin i) планеты Gliese 687 b оценивается в 0.058 ± 0.007 масс Юпитера (18.4 ± 2 масс Земли). Экзонептун вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите с большой полуосью 0.16353 ± 0.00004 а.е. и эксцентриситетом 0.04 ± 0.076 (т.е. совместимым с нулем). Температурный режим новой планеты близок к температурному режиму Земли. Остается только сожалеть, что ее масса слишком велика!

Геометрическая вероятность транзита Gliese 687 b составляет всего 1.2%, но авторы открытия все-таки попытали счастья. Никаких транзитов обнаружить не удалось.

Интересно, что звезда Gliese 687 расположена вблизи северного полюса эклиптики. Эту область неба будет наблюдать космический телескоп TESS (NASA), чей запуск ожидается в 2017 году, и который предназначен для поиска экзопланет транзитным методом. В принципе, TESS адаптирован для поиска короткопериодических транзитных экзопланет (каждую наблюдательную площадку он будет мониторить лишь в течение 27 суток), но в области северного и южного полюса эклиптики наблюдательные площадки телескопа будут перекрываться, что позволит для некоторых звезд получить и более долгие ряды наблюдений.

В преддверии запуска TESS авторы открытия начинают мониторинг 200 сравнительно ярких и хромосферно спокойных звезд спектральных классов G, K и M в районе северного полюса эклиптики с помощью Автоматического телескопа для поиска планет. В этом смысле нептун Gliese 687 b является только первой ласточкой. Множество открытий еще впереди!

Источник: http://www.oklo.org/GL687.pdf