Суббота, 20.04.2024

< Шатурский феномен
19.07.2010 13:12 Давность: 14 yrs

Успешно опробована новая методика поиска экзопланет

Группа астрономов из Германии, Польши и Болгарии представила свидетельства существования второй экзопланеты в системе жёлтого карлика WASP-3.

WASP-3 лежит в созвездии Лиры на расстоянии около 700 световых лет от Солнца. Первая экзопланета, обращающаяся вокруг этой звезды, была обнаружена в 2007 году и получила стандартное обозначение WASP-3b. По своей массе планета превосходит Юпитер в 1,8 раза, а по радиусу — в 1,3 раза. Двигаясь по круговой орбите с большой полуосью в 0,0317 а. е., она совершает один полный оборот за 1,85 дня.

В новой работе использовался предложенный несколько лет назад непрямой метод поиска, обычно называемый TTV (transit timing variation, вариация времени транзита). TTV основывается на том, что многократные наблюдения транзита — прохождения планеты на фоне звезды — должны давать примерно одинаковые параметры, если в системе нет других экзопланет. Если же какой-то объект будет гравитационно воздействовать на известную экзопланету, астрономы могут обнаружить изменения временных характеристик транзита и, сравнивая данные измерений с компьютерными моделями, оценить свойства нового объекта.

TTV привлекает учёных своей высокой чувствительностью: планета земной массы, взаимодействующая с газовым гигантом, может вызывать колебания параметров, надёжно регистрируемые небольшими телескопами. Авторы, к примеру, пронаблюдали шесть транзитов WASP-3b, задействовав 90-сантиметровые телескопы обсерватории Йены и 60-сантиметровый телескоп болгарской Национальной астрономической обсерватории Рожен.

При обработке результатов этих наблюдений выяснилось, что экспериментальным данным соответствует модель, в которой учитывается вторая экзопланета (WASP-3c) в системе. Масса WASP-3c должна равняться пятнадцати земным, а большая полуось её орбиты оценивается в 0,0507 а. е. Орбитальный период планеты, вероятно, приблизительно в два раза превосходит период WASP-3b и составляет 3,75 дня; эти два объекта, таким образом, находятся в резонансе.

Для того чтобы подтвердить обнаружение WASP-3c, авторы в настоящее время исследуют систему с помощью гораздо более крупного 9,2-метрового телескопа Хобби — Эберли.