Воскресенье, 05.05.2024

< Dawn создает путеводитель по скрытым достопримечательностям Весты
08.01.2014 00:13 Давность: 10 yrs

Массивный и плотный горячий юпитер CoRoT-27 b

Европейские астрономы, неспешно изучающие транзитные кандидаты, обнаруженные спутником CoRoT, объявили об открытии массивного горячего юпитера CoRoT-27 b. Планета интересна тем, что ее масса лежит вблизи условной границы, разделяющей массивные планеты-гиганты и коричневые карлики.

Границу, разделяющую планеты и коричневые карлики, можно определять по-разному. Один из вариантов заключается в наличии (или отсутствии) термоядерных реакций «горения» дейтерия в недрах интересующего нас небесного тела: если термоядерные реакции «горения» дейтерия происходят, перед нами коричневый карлик, если нет – планета-гигант. Другим вариантом определения может быть происхождение небесного тела: если оно образуется в протопланетном диске в результате аккреции на ядро, то это планета, а если в результате гравитационной неустойчивости газа в ядре гигантского молекулярного облака – то коричневый карлик. Изучение небесных тел с промежуточными свойствами представляет особый интерес и помогает лучше понимать разницу между массивными планетами и легкими коричневыми карликами.

Массивные планеты на сравнительно тесных орбитах очень редки, их известно всего несколько штук. Большинство из них вращается вокруг F-звезд, известна только одна транзитная планета-гигант с массой ~ 10 масс Юпитера, принадлежащая G-звезде (Kepler-75 b). Также прослеживается тенденция, что такие планеты находятся на сильно эксцентричных орбитах. Однако пока количество обнаруженных массивных планет мало, нельзя сказать, является ли эта тенденция статистической случайностью или отражает некую закономерность, которая требует своего объяснения.

6 января 2014 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию новой массивной планеты CoRoT-27 b. CoRoT наблюдал звезду CoRoT-27 с 8 июля по 30 сентября 2011 года, т.е. в течение 83.5 земных суток. Для проверки планетной природы транзитного кандидата 29 сентября 2011 года окрестности звезды CoRoT-27 наблюдали на 1.2-метровом телескопе им Эйлера. В ближайших окрестностях звезды не нашлось подозрительных затменно-переменных двойных звезд, способных имитировать транзитный сигнал и проводить к ложному открытию. Наконец, в период с 14 июня по 21 августа 2012 года было сделано 13 замеров лучевой скорости звезды CoRoT-27 на спектрографе HARPS. Несмотря на низкий блеск родительской звезды (ее видимая звездная величина +15.54), были измерены колебания ее лучевой скорости с амплитудой 1326 ± 33 м/сек, что позволило достаточно точно определить массу и среднюю плотность транзитной планеты.

Планета CoRoT-27 b на плоскости «масса – период» и «масса – средняя плотность» на фоне других подтвержденных транзитных планет.

Масса планеты CoRoT-27 b оказалась равной 10.4 ± 0.55 масс Юпитера, радиус – 1.01 ± 0.04 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 12.6 +1.9/-1.7 г/куб.см (вполне обычной для таких массивных планет). Гигант вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите (эксцентриситет не превышает 0.065 с достоверностью 99%) на расстоянии 0.0476 ± 0.0066 а.е. (9.5 звездных радиусов) и делает один оборот за 3.57532 ± 0.00006 земных суток. Его эффективная температура оценивается в 1500 ± 130К.

Родительская звезда весьма напоминает наше Солнце, но, видимо, слегка массивнее и больше него. Масса звезды оценивается в 1.05 ± 0.11 солнечных масс, радиус – в 1.08 +0.18/-0.06 солнечных радиусов, спектральный класс, как и у Солнца, G2 V.

Планета CoRoT-27 b на плоскости «масса – эксцентриситет орбиты». Показаны подтвержденные транзитные планеты с периодами короче 10 земных суток и массами от 5 до 20 масс Юпитера.