Пятница, 19.04.2024

< Американский зонд Dawn "станцует" с карликовой планетой Церера
07.12.2013 00:10 Давность: 10 yrs

HD 106906 b: молодая массивная планета в 650 а.е. от своей звезды

На инфракрасных снимках телескопа Магеллан обнаружена планета массой ~11 масс Юпитера у молодой звезды HD 106906, имеющей массивный протопланетный диск.

Наличие планет на больших (сотни а.е.) расстояниях от своих звезд бросает вызов теориям планетообразования. Еще более странно находить планеты далеко за пределами протопланетных дисков, из которых эти планеты могут образоваться. Одной из таких планет является гигант HD 106906 b, обнаруженный недавно на ИК-снимках 6.5-метрового телескопа Магеллан.

HD 106906 – очень молодая звезда спектрального класса F5 V, входящая в состав звездной ассоциации Нижний Центавр – Южный Крест (Lower Centaurus Crux) возрастом 10-17 млн. лет. Ее масса оценивается в 1.5 ± 0.1 солнечных масс, светимость в 5-6.5 раза превышает солнечную. Звезда окружена протопланетным диском с температурой ~95К, простирающимся от 20 до 120 а.е.

В апреле 2013 года эту звезду пронаблюдали с помощью инфракрасной камеры Clio2, чувствительной к ИК-лучам с длиной волны 3-5 мкм, установленной на Магеллане (в этой области спектра контраст между звездой и молодой горячей планетой минимален). На расстоянии 7.1 угловых секунд от звезды был обнаружен слабый источник спектрального класса L2.5 (т.е. с температурой около 2000К). Изучение архивных снимков с космического телескопа им. Хаббла, сделанных в 2004 году, и с наземного телескопа Gemini, сделанных в 2011 году, показало, что этот источник не является фоновой звездой, он движется вместе с HD 106906 и, следовательно, физически с ней связан. На расстоянии 92 ± 6 пк угловому расстоянию 7.1 секунд соответствует линейное расстояние ~650 а.е., таким образом, объект оказывается расположенным далеко за пределами протопланетного диска, окружающего звезду HD 106906.

Снимки планеты HD 106906 b, сделанные в разных спектральных полосах инфракрасного диапазона. Изображение планеты обведено белым кружком.

Сравнение инфракрасных показателей цвета объекта с моделями молодых планет-гигантов привело авторов открытия к выводу, что масса объекта составляет 11 ± 2 масс Юпитера, т.е. попадает в диапазон планетных масс, а температура достигает 1950 ± 200К.

Также авторы поискали другие планеты в этой системе, но ничего не нашли (во всяком случае, дальше 35 а.е. – ближе этого расстояния слишком велика засветка от родительской звезды).

Наличие невозмущенного массивного протопланетного диска делает маловероятным предположение о том, что планета HD 106906 b находится на эксцентричной орбите, а сейчас как раз проходит апоцентр. Авторы открытия склоняются к мнению, что она вместе со своей родительской звездой образовалась непосредственно из плотного ядра молекулярного облака в процессе, аналогичном образованию двойных звезд. Будущие наблюдения диска вокруг HD 106906 в субмиллиметровом диапазоне помогут обнаружить возмущения его внешнего края (если они есть) и, таким образом, проверить гипотезу образования планеты «на месте». В случае, если планета образовалась гораздо ближе к звезде и затем была выброшена в результате планет-планетного рассеяния, это событие неизбежно должно отразиться на форме протопланетного диска.