Воскресенье, 05.05.2024

< Геологическая активность на Марсе продолжалась дольше, чем считалось
19.11.2013 00:14 Давность: 10 yrs

MOA-2008-BLG-379L b: массивная планета у далекого оранжевого карлика

Методом гравитационного микролинзирования обнаружена планета массой ~5 масс Юпитера у далекой K-звезды.

Поиск экзопланет методом гравитационного микролинзирования ведется двумя крупными наземными обзорами: MOA (Microlensing Observations in Astrophysics = Наблюдения микролинзирования в астрофизике) и OGLE (Optical Gravitational Lensing Experiment = Оптический эксперимент по гравитационному линзированию).
Обзор MOA основан на наблюдениях с помощью CCD-камеры MOA-cam3 с полем зрения 2.2 квадратных градуса, установленной на 1.8-метровом телескопе MOA-II в Новой Зеландии. Каждый час камера снимает фотометрию богатого звездного поля, расположенного в направлении галактического балджа. Ежегодно обзор MOA фиксирует около 600 событий микролинзирования.
Обзор OGLE основан на наблюдениях CCD-камеры с полем зрения 1.4 квадратных градуса, установленной на 1.3-метровом Варшавском телескопе, расположенном на обсерватории Las Campanas в Чили. OGLE обнаруживает примерно на 100 событий микролинзирования в год больше, чем MOA, однако фотометрия наблюдаемого звездного поля снимается только один раз за ночь, что не позволяет надежно отслеживать «быстрые» события.

Кроме MOA и OGLE, наблюдения событий микролинзирования ведет целая сеть небольших телескопов, входящих в проекты мюFUN, PLANET, RoboNet и MINDSTEp. Расположенные на разных широтах и долготах, эти телескопы способны вести плотные наблюдения уже обнаруженных событий микролинзирования для построения подробной кривой блеска. Как правило, о начавшемся событии оперативно оповещаются все обзоры, и кривая блеска строится по наблюдениям всех групп. Но иногда (при высокой частоте наблюдений) можно получить качественную кривую блеска и силами только одного обзора.

14 ноября 2013 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию методом гравитационного микролизирования массивной планеты MOA-2008-BLG-379L b.
Событию микролинзирования MOA-2008-BLG-379 в определенном смысле не повезло. Обзор MOA объявил о нем 9 августа 2008 года. Это было уже после пересечения первой каустики, которую вовремя не заметили из-за недостаточно плотных рядов наблюдений (см. рисунок). В результате данное событие сочли рядовым (на одиночной звезде) и не стали наблюдать его с нужной частотой и плотностью.

Кривая блеска звезды-источника во время события микролинзирования MOA-2008-BLG-379. Разноцветными точками показаны данные наблюдений, полученные различными микролинзовыми обзорами, линией – лучшая теоретическая модель, описывающая эти данные.

Через 2 недели, 23 августа это же самое событие заметил обзор OGLE и присвоил ему имя OGLE-2008-BLG-570. Из-за тусклости звезды-источника она не была заранее внесена в каталог OGLE и получила статус «нового объекта». Блеск «новых объектов» измерялся обзором OGLE только один раз за ночь. То есть и тут не получилось плотных рядов наблюдений.

Однако при обработке полученных данных оба обзора столкнулись с трудностями интерпретации. Полученная кривая блеска звезды-источника никак не ложилась на модель микролинзирования на одиночной звезде. Только объединив фотометрические данные, полученные обоими обзорами, и применив к ним модель двойной линзы, ученые смогли добиться удовлетворительного описания кривой блеска.

Итак, звезда-линза MOA-2008-BLG-379L удалена от нас на 3.6 ± 1.3 кпк. Ее масса определена с большой погрешностью и оценивается в 0.66 +0.29/-0.33 солнечных масс, грубо соответствуя оранжевому карлику спектрального класса K. Поскольку из анализа кривой блеска с высокой точностью можно измерить только отношение масс компонент двойной линзы (q = 6.9 10-3), масса планеты оказывается определенной также с большой погрешностью – 4.8 +2.1/-2.4 масс Юпитера. Планету и звезду разделяет расстояние 4.1 +1.9/-1.5 а.е.

Достаточно высокая взаимная угловая скорость звезды-источника и звезды-линзы (7.6 ± 1.6 угловых миллисекунд в год) делает возможным раздельное наблюдение звезды-источника и звезды-линзы с помощью космического телескопа им. Хаббла или крупнейших наземных телескопов, оснащенных системой адаптивной оптики. К концу 2013 года угловое расстояние между звездами достигнет 37.8 ± 8.3 угловых миллисекунд. Подобные наблюдения (если они будут проведены) позволят определить спектральный класс звезды-линзы, а значит – существенно уточнить ее массу и массу планеты.