Суббота, 20.04.2024

< Алгоритм TERRA определил распространенность планет различных типов
13.11.2013 00:28 Давность: 10 yrs
Категория: Система Марса, Проект Фобос-Грунт

Результаты исследований учёных NASA стали аргументом в пользу необходимости повторения проекта «Фобос-Грунт»

Исследователи NASA предполагают, что поверхность Фобоса – одного из двух марсианских спутников – содержит тонны пыли, глины и горной породы, которые в далёком прошлом в результате столкновения Марса с неким астрономическим телом (предположительно с астероидом) были «сдуты» с марсианской поверхности.

Орбитальный путь Фобоса простирается через районы, насыщенные случайными марсианскими обломками и пылью, которые за миллионы лет постепенно наслаивались на небольшой, по сравнению с Красной планетой, спутник. Это является своего рода аргументом в пользу повторного запуска российской программы «Фобос-Грунт». Иными словами, запуск космического аппарата на Фобос позволит не только получить образцы грунта самого спутника, но и образцы вещества, «выброшенного» Марсом.

По словам профессора геологии и автора научного исследования James Head, миссия запланирована на начало следующего десятилетия, поэтому результаты представленного исследования являются всего лишь теорией, которую ещё предстоит подтвердить. Head объясняет, что, опубликованная в журнале Planetary and Space Sciences, статья отображает всего лишь результаты исследования, согласно которым марсианский грунт действительно может быть найден в почве Фобоса и его концентрация может изменятся в зависимости от глубины. По словам Head это исследование может играть решающее значение в создании дизайна сверла для бурового оборудования космического аппарата.

Российская миссия станет второй попыткой Роскосмоса вернуть на Землю образцы грунта со спутника Марса. Head принимал участие и в первой миссии, в рамках которой в 2011 году была запущена автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт», но из-за отказа двигательной установки космический аппарат так и не смог покинуть околоземную орбиту. Следующей попытки стоит ожидать не ранее 2020 года.

Если бы АМС «Фобос-Грунт» не столкнулась с техническими проблемами, космический аппарат в настоящее время возвращался бы уже к Земле. Учёные долго предполагали, что Фобос содержит марсианские вещества, но российские планировщики миссии хотели не только знать, сколько именно его может быть на Фобосе, но и где конкретно оно может быть обнаружено. За помощью Роскосмос обратился к Head и Ken Ramsley, исследователю из Brown’s planetary geosciences group.

Чтобы ответить на эти вопросы Ramsley и Head приступили к созданию модели, в основу которой была положена специфика процессов на Луне, дабы оценить, сколько реголита (рыхлой горной породы и поверхностной пыли) поступает на Фобос извне. Учёные использовали гравитационные и орбитальные данные, чтобы определить, какая доля этого материала прибыла из Марса.

По словам Ramsley, когда в Марс столкнулся с некоторым астрономическим объектом, произошло извержение поверхностного марсианского материала, скорость которого была достаточной для того, чтобы достичь Фобоса, к тому же орбитальный путь спутника пересекает районы концентрации такого вещества. Ramsley объясняет, что если провести ряд расчётов то реально выяснить, какая часть поверхностного материала Фобоса имеет марсианское происхождение.

Согласно таким вычислениям, реголит на Фобосе должен содержать марсианский материал в пропорции 250:1000000. Согласно исследованию, марсианский материал должен быть равномерно распределён по поверхности спутника, главным образом в верхних слоях реголита.

Ramsley объясняет это тем, что Фобос вышел на столь близкую к Марсу орбиту относительно недавно – порядка 100 млн. лет назад. По его словам Фобос до этого времени находился на более высокой орбите, которая затрудняла оседание марсианской пыли, ввиду этого концентрация марсианского вещества в верхнем реголите Фобоса в 10-100 раз превышает концентрацию в глубинах.

Хотя соотношение 250:1000000 – это не слишком много, возможность изучения пусть даже незначительного количества марсианского материала в наземных условиях станет невероятной удачей для учёных.

И несмотря на то, что официально проект «Фобос-грунт 2» пока ещё не утверждён, учёные не устают повторять о его необходимости и целесообразности, ведь главная цель миссии – больше узнать о Фобосе. К тому же учёные всё ещё не имеют однозначного мнения по поводу происхождения этого спутника. Может, Фобос – это фрагмент Марса, отколовшийся от Красной планеты в результате столкновения в далёком прошлом, или же астероид, «попавший в ловушку» гравитационных сил Марса? Есть и много других вопросов, на которые учёным не терпится найти ответ. В частности, если ли в недрах Фобоса вода?

Head отмечает, что Фобос действительно характеризуется низкой плотностью, но учёным не известно, является ли низкая плотность свидетельством наличия в недрах спутника льда, либо же просто пористых горных пород.

«Фобос-грунт 2» мог бы помочь в поиске ответов на эти и многие другие вопросы о Фобосе. К тому же учёные смогли больше узнать о роли Марса в этом процессе и открыть для себя много нового о Красной планете.

Источник: http://kosmo-apparaty.ru/novosti/121113-fobos-grunt.htm