Пятница, 26.04.2024

< Взносы новых членов ЕКА отправят в бюджет проекта "ЭкзоМарс"
21.10.2013 00:07 Давность: 11 yrs

Найдена первая «кривая» планетная система

Астрономы впервые обнаружили планетарную систему, в которой планеты движутся по сильно наклоненным к экваториальной плоскости звезды орбитам. Статья ученых появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводит Nature News.

Объектом исследования выступала звездная система Кеплер-56, открытая телескопом «Кеплер». Для определения направления вращения звезды ученые проанализировали спектральные особенности излучения светила. В результате было установлено, что планеты в системе Кеплер-56 вращаются вокруг звезды в плоскости, наклоненной на 45 градусов к плоскости экватора звезды. Для примера, аналогичный наклон для орбиты Земли составляет 7,2 градуса.

Ученым и ранее удавалось обнаружить планеты, орбиты которой довольно сильно наклонены к плоскости экватора звезды. Например, в августе 2009 года была обнаружена планета WASP-17 b, угол наклона орбиты для которой составляет 150 градусов (угол отсчитывается от направления в экваториальной плоскости, задаваемого направлением движения звезды). Однако, это первый раз, когда удалось обнаружить целую «кривую» систему.

Исследователи говорят, что открытие заставит уточнить существующие модели формирования звездных систем.

Сравнение размеров планет. Иллюстрация Lissauer et al.

Кеплер-56 располагается на расстоянии порядка 1,6-2,6 тысячи световых лет от Земли близ созвездия Лиры (именно за этим регионом неба наблюдал телескоп). Система состоит из звезды массой 1,3 солнечной и пары планет, получивших обозначение Кеплер-56 b и Кеплер-56 с. Обе планеты были открыты транзитным методом в 2012 году.

Первая планета, массой примерно 16 земных, обращается вокруг звезды с периодом 10,5 дня. Вторая планета больше - ее масса 70 земных, и она обращается вокруг звезды с периодом в 21 день. Радиусы орбит много меньше радиуса орбиты Меркурия вокруг Солнца.

Источник: Лента