Понедельник, 29.04.2024

< В системе белого карлика найдены следы воды
15.10.2013 02:32 Давность: 11 yrs

MOA-2010-BLG-328L b: легкий нептун у тусклого красного карлика

Методом гравитационного микролинзирования обнаружена планета массой 9.2 ± 2.2 масс Земли рядом с красным карликом массой всего 0.11 ± 0.01 солнечных масс.

10 октября в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию новой планеты MOA-2010-BLG-328L b. Планета была обнаружена методом гравитационного микролизирования в рамках обзора MOA (Microlensing Observations in Astrophysics = Наблюдения микролинзирования в астрофизике).

Обзор MOA работает с 2003 года. С помощью 1.8-метрового телескопа MOA-II, расположенного в Новой Зеландии, астрономы получают кривые блеска множества звезд в области галактического балджа, где звездная плотность наиболее велика. Когда звезда-источник, звезда-линза и земной наблюдатель оказываются почти точно на одной прямой, гравитационное поле звезды-линзы искривляет и фокусирует световые лучи звезды-источника, что выглядит как плавное усиление блеска последней с последующим спаданием к изначальному значению. Анализируя кривую блеска, можно определить как массу звезды-линзы, так и расстояние до нее.

Если рядом со звездой-линзой находится планета, ее гравитационное поле также вносит свой вклад в искривление лучей звезды-источника, что приводит к появлению дополнительных «пичков» на кривой блеска. Метод гравитационного микролинзирования хорош тем, что позволяет обнаруживать холодные маломассивные планеты, расположенные на значительном расстоянии от своих звезд.

Событие микролинзирования MOA-2010-BLG-328 было замечено 16 июня 2010 года. Когда на кривой блеска звезды-источника стал прорисовываться дополнительный пик, говорящий о двойственности звезды-линзы, астрономы MOA разослали другим научным группам, занимающимся гравитационным микролинзированием, приглашение присоединиться к наблюдениям интересного объекта (это случилось 27 июля 2010 года). Наблюдения продолжили микролинзовые обзоры μFUN, PLANET, MiNDSTEp и RoboNet.

Кривая блеска фоновой звезды во время события микролинзирования MOA-2010-BLG-328.

Анализ полученной кривой блеска оказался достаточно сложным и совместимым с тремя различными решениями. Авторы статьи расположили их в порядке уменьшения вероятности.

1. Наиболее вероятное решение описывает легкий нептун массой 9.2 ± 2.2 масс Земли, удаленный от своей родительской звезды – красного карлика массой 0.11 ± 0.01 солнечных масс – на 0.92 ± 0.16 а.е. (в проекции на небесную сферу) В этом случае система удалена от нас на 810 ± 100 пк.

2. Также возможно решение с несколько более тяжелым нептуном массой 15.2 ± 5.9 земных масс, удаленным от своей звезды на 1.21 ± 0.27 а.е., масса звезды практически не меняется (0.12 ± 0.02 солнечных масс). В этом случае расстояние до системы составляет 1240 ± 180 пк.

3. Наконец, наименее вероятным решением является система, удаленная от нас на 4.6 +1.1/-1.8 кпк. В этом случае родительская звезда оказывается не красным, а оранжевым карликом массой 0.64 +0.22/-0.39 солнечных масс, масса планеты возрастает до 109 +38/-58 масс Земли, а расстояние между планетой и звездой – до 3.8 +0.9/-1.5 а.е.

Какое же решение соответствует истине? Авторы статьи предлагают способ разделить хотя бы третье решение и первые два. Через несколько лет звезда-линза и звезда-источник разойдутся достаточно, чтобы их можно было разделить на снимках Хаббла или с помощью крупных наземных телескопов, использующих системы адаптивной оптики. В этом случае, измерив показатели цвета звезды-линзы, можно будет оценить ее спектральный класс и понять, является ли она тусклым красным или более ярким оранжевым карликом, а также уточнить направление ее движения относительно звезды-источника. В этом случае параметры системы будут известны гораздо более точно.