Вторник, 16.04.2024

< "Воскресный астероид" прошел от Земли в 300 раз дальше, чем заявляли
02.10.2013 00:19 Давность: 11 yrs
Категория: Земля, Жизнь

Ученые расшифровали геном микробов-"моржей" из озера в Антарктике

Археи-экстремофилы из антарктического озера Дип-Лейк, самого "пустынного" поверхностного водоема в мире, выживают в его бесплодных водах благодаря широкому обмену генетическим материалом между разными штаммами этих микробов и сверхмедленному метаболизму, заявляют генетики в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Археи в озере обмениваются гораздо более крупными кусками генома, чем любые другие микроорганизмы в природе. Длинные цепочки почти одинаковой ДНК обмениваются не просто между разными видами, но и родами микробов. Несмотря на бурный обмен генами, эти археи мирно сосуществуют друг с другом, так как они населяют различные экологические ниши и потребляют разные виды нутриентов", — заявил Рикардо Кавиччиоли из университета Нового Южного Уэльса в Сиднее (Австралия).

Кавиччиоли и его коллеги пришли к такому выводу после расшифровки геномов микробов, которых ученые извлекли из вод озера Дип-Лейк, расположенного неподалеку от антарктической станции Дэвис. Данное озеро, одно из уникальных природных феноменов Земли, образовалось примерно 3,5 тысячи лет назад из-за снижения уровня моря и изоляции небольшого участка морской воды.
После отделения озера от моря, значительная часть воды в нем испарилась, в результате чего Дип-Лейк стал настолько соленым, что он не замерзает даже при 20 градусах Цельсия ниже нуля. Из-за таких условий в озере почти отсутствует жизнь, за исключением нескольких штаммов архей-"моржей" и одноклеточных водорослей.

Авторы статьи расшифровали геномы архей, сравнили их и нашли множество участков, общих для самых разных микробов, обитающих в Дип-Лейк. Как полагают биологи, данные фрагменты ДНК должны содержать в себе особые гены, которые помогают этим археям выживать в условиях крайне низких температур и постоянного недостатка пищи.