Понедельник, 29.04.2024

< Выброс плазмы зафиксирован на Солнце, ожидается магнитная буря
22.08.2013 00:05 Давность: 11 yrs
Категория: Система Марса

Марсианские подземелья

Любитель астрономии Виталий Егоров, больше известный под именем Zelenyikot (тот самый, который нашел на снимках MRO советскую АМС «Марс-3», и по чьей просьбе специалисты Росгидромета на спутнике «Электро-Л» провели съемку лунной тени во время солнечного затмения 10 мая 2013 года), рассказывает о пещерах и лавовых трубах на Марсе.

Пещеры, где бы они ни располагались, всегда манят своей таинственностью. Когда стало понятно, что на Марсе нет ни каналов, ни городов, последняя надежда на марсиан осталась во тьме подземелий. Правда, сначала об их существовании на Марсе люди не догадывались. Затем орбитальные аппараты стали поставлять кадры, которые обнадежили марсианских оптимистов:

Недостаточное разрешение снимков и непроглядная тьма отверстий оставляли большой простор для воображения. Даже сдержанные ученые полагают, что там, в глубинах ,могут скрываться если не бункеры марсианской цивилизации, то хотя бы микроорганизмы, которые смогли уберечься от радиации и жесткого ультрафиолета поверхности.

К счастью, возможности человечества возросли, и теперь мы можем гораздо лучше рассмотреть эти "бездонные" воронки. Космический аппарат NASA Mars Reconnaissance Orbiter позволяет снимать с высоким разрешением до 30 см на пиксель, поэтому мы можем заглянуть в марсианские недра. К сожалению для многих, там не нашлось ни скрытых люков, ни каких других признаков рукотворных коммуникаций.

Так, что же это такое?
Внешне, такие провалы похожи на карстовые воронки, которые время от времени появляются на Земле. Но процессы, которые их вызывают - разные. В случае с Землей карст - это результат растворения грунтовыми водами некоторых геологических слоев, например известняковых. Подземный поток уносит минералы и образуется полость. Затем лишь вопрос времени до того как она обрушится.
Следов карста на Марсе не обнаружено. Хотя там уже найдены признаки деятельности грунтовых вод, но сведений о том, что они размывали какие-либо слои - нет. Обнаруженные провалы - результат вулканической деятельности - это лавовые трубки.

Лавовые трубки - это естественные подземные "трубопроводы", которые возникают при извержении вулканов и определенных типов лав. Лучший пример таких явлений - на Гавайях.
Сначала лавовая трубка выглядит вот так:

Верхняя корка лавового потока застывает, а внутри продолжается движение. В конечном счете формируется каменная труба, которая может протянуться на несколько километров. В условиях пониженной гравитации Марса, там трубки могут быть длиннее и более просторными чем на Земле.

Такие провалы обнаружены и на Луне. В принципе, они должны быть везде, где имеются вулканы. На Титане, где вулканы извергаются ледяной лавой, эти коммуникации должны быть подобны дворцу Снежной королевы.
На Марсе большинство таких лавовых трубок обнаружено на склоне горы Арсия - самого южного гигантского вулкана провинции Фарсида:

Круглое отверстие, обычно возникает от удара метеорита. Причем его сила не обязательно должна быть сокрушительна. Сводам туннеля не требуется много усилий, чтобы обрушиться. Об этом говорят многочисленные трубки, которые обвалились если не по всей своей длине, то в значительной части. Именно поэтому я не считаю лавовые трубки сколь-нибудь надежным убежищем для будущих возможных поселенцев. Под поверхностью, конечно, можно спрятаться от радиации, но жить в постоянной угрозе обрушения и разгерметизации поселения не хотелось бы.

Источник: блог Виталия Егорова