Понедельник, 29.04.2024

< Определена распространенность планет-гигантов у звезд красных карликов
26.07.2013 00:12 Давность: 11 yrs
Категория: Система Марса, Малые тела

Метеорит с Марса помог доказать неподвижность недр планеты

Анализ минерального и изотопного состава марсианского метеорита, упавшего на территории Марокко в 2008 году, помог геологам выяснить, что в недрах Марса никогда не происходил круговорот мантии, характерный для литосферы Земли, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Схема появления метеорита с противоречивым минеральным составом.

По современным представлениям, Марс является недоразвитым "зародышем" планеты, массы которого было недостаточно для удержания атмосферы и "запуска" круговорота пород в его ядре и мантии.

Дезмонд Мозер (Desmond Moser) из университета Западного Онтарио в Лондоне (Канада) и его коллеги подтвердили, что мантия Марса практически не менялась на протяжении последних 4 миллиардов лет, изучив метеорит NWA 5298, упавший на территории марокканской провинции Бир Гандуз в марте 2008 года.

Этот "небесный камень" относится к числу так называемых базальтовых шерготтитов, относительно "молодых" марсианских метеоритов, отделившихся от поверхности Марса примерно 200-180 миллионов лет назад. Они составлены из минералов, встречающихся в мантии, и расхождения в их "изотопном" и минеральном возрасте ставили под сомнения гипотезы о том, что мантия Марса не менялась с момента его остывания.
Мозер и его коллеги смогли разрешить это противоречие, выяснив, как возникли породы этого метеорита на поверхности Марса. Так, они заметили, что внутри NWA 5298 встречаются гранулы микроминерала бадделеита, которые образуются в ходе извержений вулканов или расплавления пород. Это указало на то, что этот фрагмент Марса пережил одну или несколько перестроек еще до "полета" на Землю.

Геологи использовали эти крупицы для вычисления настоящего возраста пород, из которых сложен метеорит. По их расчетам, породы NWA 5298 образовались около 187 миллионов лет назад из древней марсианской мантии, сформировавшейся 4 миллиарда лет назад. Это позволяет говорить о том, что "круговорот" пород в ней мог никогда и не существовать, заключают авторы статьи.