Четверг, 09.05.2024

< Производство ракетно-космической продукции в РФ выросло почти на 11 процентов за год
01.07.2013 00:12 Давность: 11 yrs

Kepler-66 b и Kepler-67 b – транзитные планеты из рассеянного скопления NGC 6811

Открытие двух мини-нептунов в старом рассеянном скоплении NGC 6811 говорит о том, что распространенность планет в рассеянных скоплениях почти не отличается от их распространенности у звезд поля.

В настоящее время большинство звезд формируется в рассеянных звездных скоплениях, чья плотность составляет менее тысячи звезд на кубический парсек. С течением времени внутренние динамические процессы в скоплении и взаимодействие с гигантскими молекулярными облаками Галактики приводят к уходу звезд из скопления, и за сотни миллионов лет скопление постепенно рассеивается. Только ~5% скоплений доживают до возраста 1 млрд. лет – за счет того, что их начальная плотность была выше (~103-104 звезд на куб. парсек). Одним из таких относительно старых рассеянных скоплений является скопление NGC 6811.

Сейчас известно около девятисот внесолнечных планет, но только четыре из них обнаружены у звезд, входящих в состав рассеянных скоплений. Физические условия в скоплениях отличаются от физических условий в диске Галактики: находясь в плотном скоплении, звезды гораздо чаще сближаются друг с другом и возмущают свои планетные системы. Должно ли это приводить к дефициту планет в рассеянных скоплениях?

Чтобы ответить на этот вопрос, группа астрономов проанализировала кривые блеска 377 звезд, входящих в состав рассеянного скопления NGC 6811, полученные космическим телескопом им. Кеплера. В результате ученые обнаружили две транзитные планеты радиусом 2.8 и 2.9 радиусов Земли у двух солнцеподобных звезд. Из-за слабости звезд массу планет измерить не удалось, но их планетная природа была подтверждена стандартной процедурой «валидации» (поиском и исключением астрофизических явлений, способных имитировать транзитный сигнал). Вероятность ложного открытия составляет 0.19% для планеты Kepler-66 b и 0.24% – для планеты Kepler-67 b.

Авторы открытия провели статистический анализ возможности Кеплера находить планеты в этом скоплении и нашли, что при частоте встречаемости планет, равной частоте встречаемости планет у звезд поля, Кеплер должен был найти в скоплении 4 ± 2 планеты, из них 2.2 ± 1.5 мини-нептуна. Этот результат вполне согласуется с двумя найденными мини-нептунами Kepler-66 b и Kepler-67 b. Отсюда авторы делают вывод, что планеты у звезд, входящих в состав рассеянного скопления NGC 6811, встречаются так же часто, как и у звезд галактического диска, не входящих в скопления.

Ожидаемое количество планет в рассеянном скоплении NGC 6811, которые мог бы обнаружить Кеплер, в зависимости от их радиусов и орбитальных периодов (при условии, что распространенность планет разных типов в этом скоплении такая же, как и у звезд поля). Розовой и голубой полоской отмечен диапазон погрешностей для планет Kepler-66 b и Kepler-67 b, соответственно. Видно, что «Кеплер» обнаружил именно те планеты, которые было вероятнее всего обнаружить.

Что же за планеты обнаружил «Кеплер»?

Kepler-66 b – мини-нептун радиусом 2.80 ± 0.16 радиусов Земли, вращающийся вокруг своей звезды на среднем расстоянии 0.135 ± 0.002 а.е. и делающий один оборот за 17.81582 ± 0.00008 земных суток. Его родительская звезда имеет спектральный класс G0 V, масса звезды оценивается в 1.04 ± 0.04 солнечных масс, а радиус – в 0.97 ± 0.04 солнечных радиусов, содержание тяжелых элементов также близко к солнечному.

Kepler-67 b – еще один мини-нептун с радиусом 2.94 ± 0.16 радиусов Земли. Орбитальный период – 15.7259 ± 0.0001 земных суток, расстояние между планетой и звездой – 0.117 ± 0.0015 а.е. Его родительская звезда несколько легче и холоднее Солнца: ее спектральный класс G9 V, масса 0.865 ± 0.034 солнечных масс, радиус 0.78 ± 0.03 солнечных радиусов.

Источник: http://www.nature.com/nature/journal/vaop/ncurrent/full/nature12279.html