Среда, 24.04.2024

< Количество надежных транзитных кандидатов Кеплера увеличилось до 3216
11.06.2013 00:19 Давность: 11 yrs
Категория: Астероидно-кометная опасность, Земля

Метеориты: тайные следы

Международная экспедиция по исследованию метеоритных катастроф исторического прошлого - совместная российско-американская миссия, которой руководит ученый с мировым именем – Даллас Эбботт. Именно ей принадлежит открытие нескольких подобных кратеров на планете и гипотеза о влиянии метеоритов на эволюцию Земли. На этот раз ученые намерены расставить все точки над «и» в происхождении двух российских водоемов.

«Смердячье» – самое загадочное и таинственное озеро Московской области, недалеко от Шатуры. Даже название пугающее. Говорят, что когда-то здесь была церковь. Она  ушла под воду вместе со священником.

Правда  или вымысел, неизвестно.  Однако  пейзаж вокруг добавляет мистики… Необычная и форма озера  -  ровный круг.

«Это озеро наиболее подозрительное среди 30-40 озер в Шатурском районе, - считает Вячеслав Гусяков,  заведующий лабораторией  Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН. – Происхождение  остальных озёр более-менее понятно. А здесь ровная местность и вдруг вот такая кольцевая структура, окруженная валом и дальше понижение…»

Но именно почти идеально круглая форма озера и привлекла  любителей  внеземных  историй. Их версия:  озеро метеоритного происхождения. Образовалось десять  тысяч лет назад от падения 20 метрового космического тела. Доказательств этой гипотезе  много. Однако, сам метеорит пока не найден. Совместная российско-американская  экспедиция как раз и должна расставить все точки над «и»  в происхождении этого водоема.

Вячеслав Гусяков считает, что главное - найти правильные места и взять образцы под почвой, посмотреть, нет ли пород выброшенных из глубин, изучить геологический разрез этого места на глубине 50-60 метров.

Но первый же  обход озера и самый поверхностный его осмотр сразу приносит любопытные находки.

«Здесь такой набор камешков, что просто диву даешься, откуда все это, - говорит ведущий научный сотрудник Института географии РАН Александр Маккавеев. - Местами есть такие камешки, на которых удивительно ровные параллельные трещинки. А вот эти трещинки возникают, если к предмету приложить сильное давление и внезапно снять его».

Задача ученых, взять как можно больше образцов и провести лабораторные исследования, чтобы сказать точно, действительно ли Московская область в  прошлом подверглась метеоритному обстрелу.

«В составе любого метеорита есть металл, никель, - уверена научный руководитель экспедиции Даллас Эбботт. -  На земле, в почве никеля очень мало. И если мы его обнаруживаем в большом количестве, можно будет утверждать, что это было падение космического тела. Это один из способов доказать, что озеро появилось именно в результате падения метеорита».

Ученый с мировым именем американка Даллас Эбботт  в  российский  глубинке впервые.   Именно ей принадлежит открытие нескольких  кратеров на Земле. Самый известный - подводный  кратер Махуика возле Новой Зеландии. Он образовался в 1447 году. Тогда, по версии Эбботт, в океан  упал огромный метеорит, который вызвал  мегацунами, волны высотой  свыше 100 метров. В 2009  она  выступила с новым сенсационным докладом: малый ледниковый период в 6 веке, который длился на Земле четыре года,  тоже вызван падением крупного метеорита. За ним последовали  извержения вулканов, выброс в атмосферу пыли, неурожай, голод. Итог - мировая эпидемия чумы.  Даллас не исключает, что и Всемирный потоп мог тоже возникнуть из-за падения небесного тела.

В истории человечества немало мифов  и  легенд о буйствах стихии. Но не зная, как объяснить катаклизмы, люди приписывали их потусторонним силам. Яркий пример  - озеро Светлояр в Нижегородской области. С этим местом связывают таинственное исчезновение града Китежа, по легенде ушедшего под воду вместе с жителями, не желая покориться войску Батыя. Есть и более  ранний – марийский миф.

Преподаватель кафедры астрономии Мининского университета Алексей Киселев пересказывает его:  «По легенде здесь жило племя панов.  Богиня Турка рассердилась на это племя и послала огненного коня, и этот конь уничтожил непокорных панов…»

Но, чтобы там ни говорили, а падение метеоритов  - явление уже не редкое в нашей жизни. Но в  отличие от мертвой Луны, где кратеры все как на ладони,   на Земле все «космические раны» быстро затягиваются  ветрами  и  дождем. Поиск кратеров  - это как один из способов оживить в памяти людей прошлое. Даже спустя века, современный мир отразить космическую угрозу пока не в силах.

Источник: Телестудия Роскосмоса