Среда, 01.05.2024

< Зонд "Марс-Экспресс" подберется к Фобосу на 45 км
04.06.2013 00:03 Давность: 11 yrs

Получены снимки планеты-гиганта у молодой звезды HD 95086

На инфракрасных снимках, сделанных Очень большим телескопом (VLT), обнаружена планета-гигант массой 4-5 масс Юпитера, удаленная на 56 а.е. от молодой звезды HD 95086.

Подавляющее большинство внесолнечных планет, открытых на данный момент, обнаружено косвенными методами. Наличие планеты определяется или по ее гравитационному влиянию на родительскую звезду, или по ослаблению блеска звезды, когда планета частично затмевает ее для земного наблюдателя, или по степени усиления блеска фоновой звезды под влиянием гравитационного поля системы «планета + звезда», и т.д. Обнаружить планету у далекой звезды непосредственно на снимках – исключительно трудная задача из-за высокого контраста между планетой и звездой и малого (доли угловой секунды) углового расстояния между ними. В самом лучшем случае отношение блеска звезды к блеску ее планеты, светящей отраженным звездным светом, достигает 109 в оптическом и 106 в инфракрасном диапазонах.

Важным исключением из этого правила являются молодые горячие планеты-гиганты, удаленные на десятки астрономических единиц от своих звезд. Нагретые до высоких температур (~1000К), такие планеты являются достаточно яркими источниками инфракрасного излучения, чтобы их снимки можно было получить на крупнейших наземных телескопах. К настоящему моменту уже получены снимки четырех планет-гигантов в системе HR 8799 и планеты у звезды бета Живописца, а также формирующейся планеты у (прото)звезды LKCA 15. Некторые недавно обнаруженные слабые спутники молодых звезд могут быть легкими коричневыми карликами.

31 мая в Архиве электронных препринтов появилась статья группы европейских астрономов, посвященная открытию планеты-гиганта у молодой звезды HD 95086. Планета была открыта на снимках, полученных на волне 3.8 мкм на Очень большом телескопе в январе 2012 года, и подтверждена в марте 2013 года, в обоих случаях с помощью камеры L27. Судя по отсутствию этого объекта на снимках, сделанных на волне 2.18 мкм, его температура составляет 1000 ± 200К и соответствует планете массой 5 ± 1 масс Юпитера при возрасте системы 17 ± 2 млн. лет или 4 ± 1 масс Юпитера при возрасте 10 млн. лет. Планету и звезду разделяет угловое расстояние 623.9 ± 7.4 миллисекунд, что для системы, удаленной от нас на 90.4 ± 3.4 пк, соответствует линейному расстоянию 56.4 ± 0.7 а.е. (в проекции на небесную сферу).

Родительская звезда HD 95086 является членом ассоциации LCC (Lower Centaurus Crux), чей возраст оценивается одними авторами в 17 ± 2 млн. лет, а другими – примерно в 10 млн. лет. Ее масса составляет 1.6 солнечных, спектральный класс A8. Звезда окружена массивным пылевым диском, чья болометрическая светимость достигает 10-3 светимости Солнца.

Авторы открытия обсуждают пути формирования планеты HD 95086 b на таком большом расстоянии от звезды и приходят к выводу, что она могла сформироваться как в результате гравитационной неустойчивости в протопланетном диске, так и в результате аккреции на ядро. В последнем случае она оказалась на своей текущей орбите в результате миграции из внутренней части планетной системы, где на более тесной орбите должна находиться, как минимум, еще одна планета-гигант. Выбрать между двумя этими сценариями помогут дальнейшие наблюдения (в том числе определение орбитального эксцентриситета планеты HD 95086 b).