Воскресенье, 05.05.2024

< Четвертая мощная вспышка произошла на Солнце
16.05.2013 00:14 Давность: 11 yrs

Невезучая планета Kepler-71 b

Открытый более 2 лет назад транзитный горячий юпитер BOKS-1 b получил имя Kepler-71 b, однако его масса до сих пор остается неизвестной.

Примерно за 2 года до запуска космического телескопа им. Кеплера начал свою работу наземный транзитный обзор BOKS (Burrell Schmidt Optical Kepler Survey). Обзор был посвящен поиску транзитных планет на кусочке неба площадью всего 1.25 квадратных градусов, в центре которого расположено рассеянное звездное скопление NGC 6811. Таким образом, среди целей обзора оказалось 35 тысяч тусклых звезд от 14 до 20 видимой звездной величины. Поскольку площадка, наблюдаемая в рамках BOKS, находится на поле Кеплера, в первом же наблюдательном квартале были получены кривые блеска множества транзитных кандидатов, обнаруженных этим наземным обзором.

20 октября 2010 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная анализу кривой блеска трех транзитных кандидатов BOKS, впоследствии исследованных Кеплером. Двое из этих кандидатов оказались маломассивными звездами, одна – транзитной экзопланетой размерного класса гигантов. В каталоге Кеплера эта система получила обозначение KOI-217. Авторы вышедшей статьи, не имея возможность измерить лучевые скорости звезды BOKS-1 (KOI-217) и, таким образом, определить ее массу, ограничились процедурой «валидации» – т.е. исключения всех астрофизических явлений, способных имитировать транзитный сигнал и привести к ложному открытию.

Итак, звезда BOKS-1 (KOI-217, KIC 9595827) – солнцеподобная звезда спектрального класса G8 V, удаленная от нас примерно на 800 пк. Масса звезды оценивается в 0.95 ± 0.05 масс Солнца, радиус – в 0.86 ± 0.02 радиусов Солнца. Кривая блеска BOKS-1 содержит четкий транзитный сигнал с периодом 3.905 земных суток и глубиной, соответствующей планете радиусом 1.11 радиусов Юпитера (впоследствии эта величина была уточнена до 1.04 радиусов Юпитера). Горячий гигант вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.047 а.е., его эффективная температура оценивается командой Кеплера в 1028К.

Остается только удивляться, что за прошедшие два с половиной года никто не попытался измерить массу планеты BOKS-1 b. Видимая звездная величина родительской звезды не так уж и велика – по данным Кеплера, она составляет +15.13. Близкий горячий гигант должен наводить на нее лучевую скорость порядка сотен метров в секунду. Для измерения такой скорости не нужна фантастическая точность HARPS`а или HIRES, достаточно инструмента с точностью ~20-50 м/сек. Количество таких инструментов в мире исчисляется десятками. И, тем не менее, планете не повезло. Ей присвоили официальное имя Kepler-71 b, но так и не нашли возможность измерить ее массу и среднюю плотность.

Источники: http://arxiv.org/pdf/1010.4106v1.pdf