Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Владислава Ананьева
Прошло уже больше 6 месяцев с того момента, как станция покинула гравитационное поле Весты. Зонд стартовал с Земли более 2 тысяч дней назад, и его путешествие оказалось на редкость плодотворным. Его подробнейшее исследование Весты познакомило человечество со сложным и захватывающе интересным миром, который раньше можно было лишь в виде крошечного пятнышка увидеть в телескоп. Благодаря удивительным особенностям ионного двигателя, Dawn смог провести 14 месяцев на орбите вокруг Весты, наблюдая ее экзотические ландшафты и собирая научные данные, которые еще долго будут анализироваться учеными.
Когда станция была рядом с Вестой, она часто выходила на связь с Землей. АМС Dawn требовалось постоянно отправлять на Землю данные (в том числе 31 тыс. снимков поверхности гигантского астероида) и получать подробнейшие инструкции от земных инженеров, дабы оставаться в добром здравии и высокой производительности.
Сейчас Dawn примерно в 20 раз дальше от Весты, чем Луна от Земли. Он снова один, и, находясь на долгом пути к Церере, уже не нуждается в частых радиоконтактах с Землей. Зонд выключает ионный двигатель только раз в 4 недели, чтобы повернуться главной антенной в сторону Земли и провести сеанс связи. Такой режим позволяет сэкономить гидразин – топливо, жизненно необходимое аппарату возле Цереры. Однако редкие сеансы связи не означают, что инженеры миссии бьют баклуши.
Каждый раз, когда Dawn связывается с Землей, диспетчеры передают ему график на следующие 4 недели. Они также загружают подробнейший профиль полета (мощность и направление работы ионного двигателя). Требуется примерно три недели, чтобы вычислить и составить все эти инструкции, а потом проверить и перепроверить их. И только когда инженеры миссии убеждаются в безупречности своих инструкций, они передают их на станцию.
В дополнении к обычным инструкциям, обеспечивающим нормальный полет зонда, операторы иногда отправляют на станцию некоторые специальные инструкции. Например, в течение последних месяцев они ради экономии энергии постепенно понижали температуру некоторых компонентов.
Когда Dawn развернул свои солнечные батареи после отделения от ракеты-носителя Дельта 27 сентября 2007 года, их почти 65-футовый размах был самым большим среди любых межпланетных аппаратов NASA. Большая площадь солнечных батарей необходима, чтобы собрать достаточно солнечной энергии для приведения в действие ионного двигателя и других подсистем космического корабля. Уменьшение количества энергии, поступающей к нагревателям, позволяет больше энергии направить на ионизацию и ускорение ксенона, приводя к большему ускорению станции.
Изменение температуры составило всего 2 градуса, но даже оно потребовало тщательного анализа, потому что понижение температуры одного компонента может затронуть и другие. Температуры ксенона и гидразина должны находиться в строго определенных диапазонах, поэтому температура любого компонента корабля имеет большое значение. Основная часть аппаратуры на борту (начиная от клапанов и выключателей и заканчивая электроникой) должна строго сохранять тепловой режим, чтобы станция оставалась работоспособной.
Сейчас АМС Dawn находится в 7.7 млн. км от Весты и в 56 млн. км от Цереры. Радиосигналу с Земли требуется 44 минуты на то, чтобы достичь станции и вернуться обратно.
Источник: http://dawn.jpl.nasa.gov/mission/journal_03_29_13.asp
Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.