Среда, 24.04.2024

< Глава РКК "Энергия" отвергает упреки в непрозрачности компании
23.03.2013 00:05 Давность: 11 yrs

Получены спектры всех четырех планет системы HR 8799

Группа американских астрономов, работающих на 5-метровом телескопе Хейла Паломарской обсерватории, получила инфракрасные спектры всех четырех планет молодой планетной системы HR 8799. К удивлению ученых, полученные спектры продемонстрировали существенно разный состав планетных атмосфер.

HR 8799 – молодая звезда спектрального класса А5, чья светимость близка к 5 солнечным светимостям, температура фотосферы составляет 7230К, а радиус равен 1.44 радиусам Солнца. Возраст звезды составляет, по разным данным, от 30 до 50-60 млн. лет. Звезда окружена пылевым диском и имеет планетную систему, состоящую как минимум из четырех массивных планет-гигантов.

14 и 15 июня 2012 года систему HR 8799 отнаблюдали в ближнем ИК-диапазоне с помощью комплекса инструментов, называемых Project 1640 на 5-метровом телескопе им. Хейла. Методом спекл-интерферометрии было подавлено излучение центральной звезды и получены изображения всех четырех планет, а также их грубые спектры в диапазоне 995-1769 нм (со спектральным разрешением ~ 35). Эти спектры сравнивались со спектрами эталонных коричневых карликов спектральных классов L5 и T2, а также со спектром Сатурна.

Обработанное спекл-изображение ближайших окрестностей звезды HR 8799. Изображения планет обведены кружками.

Что же оказалось?

Спектры всех четырех планет оказались разными – отличающимися как друг от друга, так и от спектров объектов сравнения. В них были обнаружены полосы поглощения аммиака (1450-1550 нм), ацетилена (1500-1550 нм), метана (около 1650 нм) и углекислого газа (1560-1630 нм). Причем в спектре самой удаленной от звезды планеты HR 8799 b (большая полуось орбиты – 68 а.е.) был обнаружен аммиак, ацетилен и, возможно, углекислый газ, но не было метана; в спектре планеты HR 8799 c (большая полуось 42 а.е.) также есть аммиак и немного ацетилена, но нет ни метана, ни углекислого газа; в спектре планеты HR 8799 d (a = 27 а.е.) есть ацетилен, метан и углекислый газ, но нет аммиака, а в спектре планеты HR 8799 e (a = 14.5 ± 0.5 а.е.) – есть метан и ацетилен, но нет аммиака и углекислого газа. Яркость всех четырех планет оказалась близка (отличия не превышают 1 звездную величину) и соответствует моделям планет, окутанных облаками.

Спектры всех четырех планет системы HR 8799 вместе со спектрами объектов сравнения.

Орбиты трех внешних планет лежат примерно в одной плоскости (их наклонения лежат в интервале от 27.3 до 31.4°), их эксцентриситеты не превышают 0.1.

Авторы статьи обнаружили достоверные отличия (на уровне 2.1 и 2.8 сигма) в полученном ими спектре планеты HR 8799 b и спектре этой же планеты, опубликованном другими авторами. Возможно, эти отличия отражают смену погоды на планете (например, изменение доли планетного диска, покрытого облаками).

Ученые намерены продолжить наблюдения этой интереснейшей системы – в том числе, они попытаются подтвердить или опровергнуть изменчивость спектров планет звезды HR 8799.