Четверг, 02.05.2024

< Водитель марсохода Curiosity отвечает Хабру. Часть вторая
18.03.2013 00:05 Давность: 11 yrs
Категория: Система Марса

Новые данные “Кьюриосити” не доказывают существования в прошлом жизни на Марсе

Данные, полученные марсоходом "Кьюриосити", не свидетельствуют о существовании в прошлом жизни на Марсе, прямым доказательством может послужить обнаружение сложных органических молекул. Такое мнение в беседе с корр.ИТАР-ТАСС высказал заведующий лабораторией Института космических исследований /ИКИ/ РАН доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов.

"В первую очередь, я хочу отметить, что как таковой жизни на Марсе не нашли, – подчеркнул он. – Анализ вещества свидетельствует о том, что на планете в древнюю эпоху были природные условия для существования примитивной жизни. Но это не означает, что она там была".
Как пояснил ученый, обнаруженные "Кьюриосити" следы химических элементов свидетельствуют о том, что "химия планеты была благоприятна для зарождения жизни": раньше на Красной планете были теплая атмосфера, текли реки, имелись озера.
"В далёком прошлом на Земле существовал некий "огород", в котором образовалась жизнь. А сейчас (благодаря "Кьюриосити") показано, что ранний марсианский "огород" был такой же благоприятной средой для появления жизни", – пояснил он.
По оценке ученого, возраст марсианского "огорода" составляет около 4 млрд лет. На Марсе в ту эпоху, когда образовывалась данная поверхность, исследованная сейчас с помощью "Кьюриосити", природная среда была благоприятна для существования примитивной жизни, то есть Красная планета в то время была "очень похожа на раннюю Землю".

Однако условия на Марсе сильно изменились в результате природной катастрофы. Скорее всего, отметил Митрофанов, Красная планета "столкнулась с очень крупным астероидом". "В результате этого Марс, фактически, всё потерял - сильное магнитное поле, толстую атмосферу. Из-за катастрофы гораздо больше стали суточные и сезонные вариации температуры. Он стал холодным и сухим", - добавил учёный.
Ученый с сомнением относится к тому, что на современном Марсе может существовать жизнь. "Хотя, конечно, полностью это исключить нельзя", – добавил он. При этом, Митрофанов подчеркнул, что следы некогда имевшейся на планете воды обнаруживались и прежде, до миссии "Кьюриосити".
На вопрос корр. ИТАР-ТАСС – есть ли шансы обнаружить на Марсе следы жизни, и что для этого нужно сделать – Митрофанов ответил: "Нужно исследовать новые районы, двигаться дальше, делать новые анализы в различных местах кратера Гейла". "Прямым свидетельством существования жизни на Марсе будет обнаружение сложных органических молекул, которые могли возникнуть только в примитивном живом организме. Но их признаков пока нет", – пояснил эксперт.

Митрофанов является научным руководителем марсианского проекта ДАН (динамическое альбедо нейтронов), одноименный нейтронный детектор работает сейчас на борту американского марсохода. С его помощью ученые измеряют содержание в грунте Марса воды и водородосодержащих соединений вдоль трассы движения марсохода. В настоящее время место, где находится марсоход, полностью обследовано российским детектором и пока в его работе перерыв. "Когда "Кьюриосити" двинется дальше, будем регулярно просвечивать поверхность. При обнаружении наиболее влажного района передадим полученные сведения нашим коллегам", – сказал Митрофанов.

Источник: журнал «Новости космонавтики»