Понедельник, 06.05.2024

< Космический мусор может обеспечить передвижение спутников-мусорщиков
06.03.2013 03:11 Давность: 11 yrs
Категория: В России

Новые результаты проекта «Спектр-Р»/«РадиоАстрон»

В рамках ранней научной программы миссии «РадиоАстрон» изучались три группы космических объектов: квазары - ядра далеких галактик, пульсары - нейтронные звезды нашей галактики, мазеры - области образования звезд в нашей галактике. В начале 2013 года получены новые важнейшие результаты.

«РадиоАстрон» и рекорды

С помощью проекта «РадиоАстрон» удалось побить все мировые рекорды по угловому разрешению, реализовав самый зоркий глаз за всю историю. Интерференционные сигналы от далеких ультракомпактных галактик уверенно зарегистрированы на базе Земля-Космос до 20 диаметров Земли! В частности, удалось побить рекорд, поставленный в 2012 году наземным интерферометром при наблюдениях на волне 1.3 мм. Достигнуто угловое разрешение в 40 микросекунд дуги.

Рис. 1: Рекордные обнаружения ультракомпактных ядер активных галактик в проекте «РадиоАстрон».

«РадиоАстрон» и межзвездная среда

Современная теория межзвездной плазмы в нашей галактике предсказывала, что длинноволновое радиоизлучение от пульсаров и квазаров будет размываться и, в результате, «РадиоАстрон» не сможет зарегистрировать от них сигналы на больших наземно-космических базах для длин волн 18 и 92 см. Результаты полностью опровергли это предсказание (см. рисунки 1 и 2), разойдясь с теорией в 10100 раз!

Это открытие полностью меняет существующее понимание структуры межзвездной плазмы в нашей галактике.

Рис. 2: Структура интерференционного отклика далекого пульсара В0329+55, находящегося на расстоянии 6 тысяч световых лет.

«РадиоАстрон»  и галактическая вода

Обнаружено мазерное излучение воды от ультракомпактного облака, размером 8 диаметров Солнца, в области формирования массивных звезд W3IRS5, расположенной на расстоянии 5.5 тысяч световых лет в спиральном рукаве Персея нашей галактики (см. рисунки 3 и 4).

Этот результат позволит ученым лучше понять процесс образования массивных звезд.

Рис. 3: Интерференционный отклик от области звездообразования W3IRS5 по наблюдениям РадиоАстрон с испанским телескопом Йебес. По вертикальной оси: амплитуда коррелированного сигнала. Горизонтальные оси: остаточные величина частоты интерференции и спектральная частота.
Рис. 4: Интерференционный отклик от области звездообразования W3IRS5 по наблюдениям РадиоАстрон с польским телескопом Торунь.