Пятница, 29.03.2024

< Готовится к запуску первый астероидный часовой
24.02.2013 00:21 Давность: 11 yrs
Категория: Сатурн

«Кассини» проливает свет на ускорение космических лучей

Во время необычно сильного порыва солнечного ветра, достигшего системы Сатурна, АМС «Кассини» обнаружила частицы, ускоренные до ультравысоких энергий. Это ускорение оказалось подобным тому, что происходит в окрестностях сверхновых звезд.

Мы пока не можем отправить зонд в окрестности взрывающихся звезд, но ударная волна, сформированная там, где поток частиц солнечного ветра налетает на магнитосферу Сатурна, дает нам возможность пронаблюдать этот процесс в малом масштабе. Как оказалось, некоторые разновидности ударных волн способны гораздо эффективнее ускорять электроны, чем ранее считалось.

Эта картина показывает «Кассини», изучающего магнитосферу Сатурна и ее окрестности. Сама магнитосфера показана серым цветом, головная ударная волна там, где с ней сталкиваются частицы солнечного ветра – голубым.

Ударные волны – весьма распространенное явление во вселенной. Они образуются во время взрывов звезд, когда вещество бывшей звезды расширяется с огромной скоростью, или когда поток частиц, летящих от Солнца – солнечный ветер – сталкивается с магнитным полем планеты, формируя головную ударную волну. При определенной ориентации магнитного поля и в зависимости от силы ударной волны заряженные частицы могут ускоряться до скоростей, близких к скорости света. Такие ударные волны могут быть основным источником космических лучей, пронизывающих Галактику.

Ученых особенно интересуют квазипараллельные ударные волны, когда магнитные силовые линии и «лицевая» поверхность ударной волны оказываются практически параллельными друг другу, как это бывает в остатках сверхновых звезд. Новое исследование, проведенное под руководством Адама Мастерса (Adam Masters) из японского Института космоса и аэронавтики (Institute of Space and Astronautical Scienceв Сагамихаре, описывает первое открытие сильного ускорения электронов в квазипараллельной ударной волне на Сатурне.

Иллюстрация показывает квазипараллельное (сверху) и квазиперпендикулярное (внизу) направление межпланетного магнитного поля вблизи головной ударной волны.

«Кассини дал нам возможность изучать природу ударной волны в оболочке сверхновых звезд, находясь в нашей собственной Солнечной системе, перекидывая мост к удаленным высокоэнергичным астрофизическим явлениям, которые обычно изучаются удаленно», – сказал Мастерс.

Источник: http://saturn.jpl.nasa.gov/news/cassinifeatures/feature20130219/