Пятница, 03.05.2024

< Минобороны запустит в космос ракету "Рокот"
17.01.2013 00:03 Давность: 11 yrs

Пять новых планет от Женевской группы

Европейские астрономы, работающие с помощью спектрографа HARPS, объявили об открытии еще 5 небольших планет у 3 звезд.

Несмотря на большие успехи, достигнутые в открытии и изучении экзопланет и внесолнечных планетных систем, мы до сих пор не знаем ответа на важный вопрос: является ли Солнечная система нормальной, типичной планетной системой, или же такие системы редки? С одной стороны, только треть известных на данный момент экзопланет входит в состав многопланетных систем. С другой – увеличение точности измерений часто приводит к открытию дополнительных планет в уже известных системах. При этом (если рассматривать метод измерения лучевых скоростей родительских звезд) обнаружение многопланетных систем является несравненно более трудным делом, чем открытие одной-единственной планеты, поскольку требует большого количества наблюдательных данных. Нужно очень много точных замеров лучевой скорости звезды, чтобы аккуратно отделить один доплеровский сигнал от другого и правильно определить параметры каждой планеты.

Одним из лучших инструментов в мире, созданных для поиска экзопланет методом измерения лучевых скоростей родительских звезд, является высокоточный спектрограф HARPS, установленный на 3.6-метровом телескопе Южно-Европейской обсерватории в Ла Силья (Чили). С 2003 года HARPS ведет измерения лучевых скоростей 850 звезд южного неба с умеренной точностью (2-3 м/сек) с целью поиска юпитеров и нептунов, вращающихся вокруг солнцеподобных звезд, находящихся в окрестностях Солнца (не далее 57.5 пк). В рамках этой программы уже открыто 43 планеты, из которых 17 имеют орбитальные периоды больше 1000 суток.

16 января 2013 года в Архиве электронных препринтов появилась статья членов Женевской группы под руководством Г. Ло Курто (G. Lo Curto), посвященная открытию еще пяти планет, из которых четыре входят в состав многопланетных систем.

Первая из них – горячий сатурн HD 103774 b, вращающийся на среднем расстоянии 0.07 а.е. от F5-звезды HD 103774. Его минимальная масса оценивается в 0.367 ± 0.022 масс Юпитера, орбитальный период составляет 5.8881 ± 0.0005 земных суток, орбита близка к круговой. Система удалена от нас на 55 ± 2 пк.

Еще два нептуна открыто у слегка проэволюционировавшей звезды HD 109271. Ее спектральный класс G5, масса составляет 1.047 ± 0.024 солнечных масс, светимость близка к двум солнечным. Судя по всему, звезда недавно сошла с главной последовательности и начала эволюционировать в сторону превращения в красный гигант, ее возраст оценивается в 7.3 ± 1.2 млрд. лет.
Внутренняя планета этой системы HD 109271 b – типичный горячий нептун. Его минимальная масса составляет 17 ± 1 масс Земли, орбитальный период равен 7.854 земных суток, эксцентриситет орбиты достигает 0.25 ± 0.08, большая полуось орбиты – 0.079 а.е.
Вторая планета системы – тоже нептун, но несколько более прохладный. Его минимальная масса – 24 ± 2 массы Земли, орбитальный период – 30.93 ± 0.02 земных суток. Планета вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптичной орбите с большой полуосью 0.196 ± 0.003 а.е. и эксцентриситетом 0.15 ± 0.09. Оба нептуна очень близки к орбитальному резонансу 4:1 – возможно, именно их взаимное влияние является причиной заметных эксцентриситетов их орбит.
Система удалена от нас на 62 ± 3 пк.

Еще две планеты обнаружены у позднего оранжевого карлика GJ 221 (BD-06 1339). Масса звезды оценивается в 0.7 масс Солнца, светимость близка к 9.5% солнечной. Система находится совсем недалеко от нас – до нее 20 ± 1 пк.
Внутренняя планета системы GJ 221 b – очень теплая суперземля (или, скорее, легкий нептун) с минимальной массой 8.5 масс Земли. Он вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.043 а.е. и делает один оборот за 3.873 земных суток.
Внешняя планета более интересна. Ее минимальная масса оценивается в 0.17 ± 0.03 масс Юпитера или 53 ± 8 масс Земли – т.е. в зависимости от своего химического состава она может оказаться как тяжелым нептуном, так и легким планетой-гигантом. GJ 221 c вращается вокруг своей звезды по эллиптической орбите с большой полуосью 0.435 ± 0.007 а.е. и эксцентриситетом 0.31 ± 0.11, и делает один оборот за 126 земных суток. Интересно, что в перицентре своей орбиты она чуть-чуть заходит внутрь эффективной земной орбиты (расположенной в этой системе на расстоянии 0.31 а.е), а в апоцентре удаляется на 0.57 а.е., ее средний температурный режим близок к температурному режиму Марса.

Новое открытие подтверждает уже подмеченную закономерность: планеты небольшой массы (нептуны и суперземли), как правило, входят в состав многопланетных систем, в то время как планеты-гиганты предпочитают одиночество.