Пятница, 29.03.2024

< Микрометеорит повредил солнечную батарею МКС
04.12.2012 00:16 Давность: 11 yrs

7 новых массивных долгопериодических планет

Женевская группа объявила об открытии семи новых планет-гигантов, из которых две – аналоги Юпитера, а еще пять – массивные планеты на высокоэксцентричных орбитах. Открытие сделано методом измерения лучевых скоростей родительских звезд.

Чем дальше находится планета от звезды, чем длиннее ее орбитальный период, тем больше времени требуется для того, чтобы надежно определить ее физические и орбитальные параметры. Так, Юпитер делает один оборот вокруг Солнца за 11.86 лет, а Сатурн – за 29.4 года; чтобы методом измерения лучевых скоростей обнаружить аналоги Юпитера и Сатурна, необходимо наблюдать за их родительскими звездами в течение, как минимум, двенадцати и тридцати лет.

Обзор CORALIE, предназначенный для поиска планет-гигантов на южном небе, начал свою работу в 1998 году. Он основан на наблюдениях с помощью одноименного эшелле-спектрографа, установленного на 1.2-метровом телескопе обсерватории Ла Силла (Чили), и охватывает 1647 звезд главной последовательности спектральных классов от F8 до K0, расположенных не далее 50 пк от Солнца. Точность единичного измерения лучевой скорости составляет 6-10 м/сек – другими словами, маломассивные планеты (нептуны и суперземли) оказываются для него недоступны. Для сравнения, Юпитер наводит на Солнце колебания лучевой скорости с периодом 11.86 лет и амплитудой, не превышающей 12-13 м/сек.

27 ноября 2012 года в Архиве электронных препринтов появилась статья членов Женевской группы об открытии семи массивных долгопериодических планет. Две из них (HD 27631 b и HD 220689 b) – аналоги Юпитера: их минимальные массы составляют 1-1.5 масс Юпитера, а эксцентриситет орбиты не превышает 0.2. Остальные пять (HD 98649 b, HD 106515A b, HD 166724 b, HD 196067 b, HD 219077 b) – очень массивные (параметр m sin i оценивается от 3.5 до 10.4 масс Юпитера) планеты на орбитах с высоким (e от 0.57 до 0.85) эксцентриситетом.

Две родительские звезды HD 106515A и HD 196067 входят в состав двойных систем и имеют звездных компаньонов, что могло бы объяснить высокий эксцентриситет их планет эффектом Козаи. Причина резко эксцентричных орбит еще трех гигантов пока неизвестна.

Известные экзопланеты на плоскости «Период – эксцентриситет». Новые планеты отмечены красными квадратами.