Воскресенье, 19.05.2024

< Роскосмос и НАСА выбрали опытный экипаж для годовой миссии на Международную космическую станцию
27.11.2012 00:22 Давность: 11 yrs

У красного карлика GJ 676A 4 планеты?

Известный финский астроном Микко Туоми и его коллега Гильем Англада-Эскуде заново проанализировали богатые ряды наблюдений звезды GJ 676A, полученные на 3.6-метровом телескопе обсерватории Ла Силла (Чили) с помощью высокоточного спектрографа HARPS и опубликованные в свободной печати. Применив к данным более мощный математический метод, нежели применявшийся ранее, они обнаружили в этой системе, помимо уже известного гиганта GJ 676A b, еще три экзопланеты.

Орбиты планет в системе GJ 676A. Зеленой линией показана эффективная земная орбита (т.е. орбита, находясь на которой планета - копия Земли имела бы земной климат).

GJ 676A – сравнительно близкий (удален от нас на ~ 16.45 пк) красный карлик спектрального класса M0 V. Его масса оценивается в 0.71 ± 0.04 солнечных масс, светимость близка к 9.5% солнечной. Звезда отличается повышенным содержанием тяжелых элементов – их в 1.7 раз больше, чем в составе нашего дневного светила.

В 2009 году рядом с GJ 676A был обнаружен массивный гигант с минимальной массой около 4 масс Юпитера и периодом около 1000 земных суток. Открытие было сделано Женевской группой с помощью спектрографа HARPS. Орбитальный эксцентриситет новой планеты тогда оценили в ~0.28, ее температурный режим грубо соответствовал температурному режиму Юпитера.

Наблюдения за звездой GJ 676A на обсерватории Ла Силла  продолжились. К настоящему моменту опубликованы результаты 75 единичных замеров лучевой скорости звезды при точности единичного замера 0.5-2.4 м/сек, в среднем около 1 м/сек. Наличие богатых рядов измерений позволило поискать в данных доплеровские сигналы других, менее массивных планет, а также уточнить параметры уже известного гиганта GJ 676A b.

15 октября 2012 года в Архиве электронных препринтов появилась статья Микко Туоми (Mikko Tuomi) и Гильема Англада-Эскуде (Guillem Anglada-Escude), посвященная открытию новых планет в системе GJ 676A. Обработав ряды данных с помощью мощного математического аппарата и компьютерной программы HARPS-TERRA, они обнаружили в этой системе:
- горячую планету земного типа GJ 676A d с минимальной массой 4.4 масс Земли на 3.6-дневной орбите (большая полуось – 0.0413 а.е.),
- нептун GJ 676A e с минимальной массой 11.5 масс Земли на 35.37-дневной орбите (большая полуось 0.187 а.е.) с температурным режимом Венеры,
- удаленную планету-гигант GJ 676A c, параметры которой определены с большой погрешностью, поскольку за время наблюдений она еще не сделала полного оборота вокруг своей звезды.
Также были уточнены параметры планеты GJ 676A b: ее минимальная масса оказалась равной 4.95 ± 0.31 масс Юпитера, орбитальный период составил 1050.3 ± 1.2 земных суток, эксцентриситет увеличился до 0.328 ± 0.004.

Вероятность ложного открытия новых планет оценивается в 0.15%, их наличие нуждается в независимом подтверждении.

Весьма вероятно, что в этой системе есть и другие, еще менее массивные планеты. Так это или нет, помогут выяснить дальнейшие наблюдения.