Суббота, 27.04.2024

< Россия и Британия построят спутников на $100 млн
20.11.2012 00:08 Давность: 11 yrs

Получено изображение массивной планеты у звезды каппа Андромеды

На телескопе Субару получены изображения массивной планеты-гиганта или легкого коричневого карлика у молодой B-звезды каппа Андромеды.

Масса родительской звезды (наряду с ее металличностью) является одним из важнейших параметров, определяющих свойства планетной системы. Чем выше масса звезды, тем больше вероятность обнаружить рядом с ней планету-гигант. Методом измерения лучевых скоростей родительских звезд уже обнаружено около 30 планет-гигантов рядом с проэволюционировашими  звездами промежуточной массы, которые, будучи на главной последовательности, имели спектральный класс A или ранний F.
Распространяется ли эта зависимость на еще более массивные звезды спектральных классов O и B? С одной стороны, массивные звезды на стадии своего формирования имеют массивные протопланетные диски, с другой – эти диски быстро разрушаются интенсивным ультрафиолетовым и рентгеновским излучением молодой звезды.

В поисках ответа на этот вопрос, ученые сделали серию глубоких снимков ближайших окрестностей молодой звезды спектрального класса B9 IV каппа Андромеды (HD 222439), входящей в состав звездной ассоциации Голубь (Columba). Возраст этой ассоциации (а значит, и возраст входящих в нее звезд) оценивается в 30 +20/-10 млн. лет. Снимки были получены в инфракрасной полосе H вблизи 1.6 мкм, поскольку именно в этом диапазоне ожидается максимум излучения молодых горячих планет.

На расстоянии 1.07 угловых секунд от звезды каппа Андромеды был обнаружен слабый точечный инфракрасный источник, который двигался вместе со звездой, а значит – не был объектом фона, а, напротив, был с ней физически связан. Сравнение звездных величин этого источника в разных инфракрасных полосах позволило довольно точно определить его температуру – она оказалась равной 1680 +30/-20 К. С учетом расстояния до звезды – 52 пк – источник оказался удаленным от родительской звезды на 55 а.е. (в проекции на небесную сферу). Примерно такую же яркость и цвет имеют молодые массивные планеты у звезд HR 8799 и бета Живописца.
Сравнение параметров источника с моделями молодых гигантов помогло оценить массу компаньона каппа Андромеды – 12.8 +2/-1 масс Юпитера. Объект лежит почти точно на границе, разделяющей массивные планеты и легкие коричневые карлики.
Масса родительской звезды каппа Андромеды составляет 2.4-2.5 солнечных масс. Температура ее фотосферы оценивается одними авторами в 11400 ± 100К, другими – в 10700 ± 300К. Отношение масс планеты и звезды составляет 0.5%. что близко к аналогичной величине (0.4%) для массивных планет у звезд HR 8799 и бета Живописца.
Авторы открытия поискали и другие планеты в окрестностях каппа Андромеды, но ничего не нашли. Во всяком случае, там нет других планет с той же температурой (или горячее), удаленных на расстояние свыше 46 а.е. от звезды. Возможные планеты, расположенные ближе 46 а.е., тонут в лучах яркой молодой звезды.