Понедельник, 06.05.2024

< Пояс астероидов в системе планет может «подталкивать» эволюцию жизни
07.11.2012 00:10 Давность: 12 yrs

Две планеты-гиганта у затменно-переменной двойной NSVS 14256825

Трое бразильских ученых объявили об открытии двух массивных планет у тесной затменно-переменной двойной NSVS 14256825. Открытие было сделано методом тайминга транзитов.

Долгое время считалось, что у двойных звезд формирование планет маловероятно или вовсе невозможно. Однако за последние годы было открыто множество планетных систем у двойных и кратных звезд, причем планеты обнаруживаются как в широких парах, где звезды разделены расстоянием в сотни и тысячи а.е., так и у тесных двойных, где планеты вращаются вокруг пары звезд как целого.
Важным частным случаем таких систем являются очень тесные системы, состоящие из маломассивного красного карлика и яркого очень горячего «звездного огарка» - ядра бывшего красного гиганта. Протяженная атмосфера красного гиганта уже рассеяна как звездным ветром, так и гравитационным взаимодействием с близким звездным компаньоном, и теперь в обнаженном ядре красного гиганта догорает гелий и формируется углеродно-кислородный белый карлик. Обе звезды, яркая белая и тусклая красная, вращаются вокруг общего центра масс по очень тесной орбите с периодом 2-3 часа. Если наклонение этой орбиты к лучу зрения близко к 90 градусам, красный карлик будет регулярно затмевать горячий субкарлик, делая систему затменно-переменной звездой. Регистрируя малые отклонения времени наступления транзитов, вызванные гравитационным влиянием дополнительных тел в системе, можно оценить их массу и орбитальные параметры.

NSVS 14256825 (далее называемая NSVS 1425) – затменно-переменная двойная, состоящая из горячего субкарлика (температура фотосферы достигает 42 тыс.К!) и маломассивного красного карлика. Суммарная масса обеих звезд оценивается в 0.528 солнечных масс. Они вращаются вокруг общего центра масс по очень тесной орбите и делают один оборот всего за 2 часа 39 минут (0.110374 земных суток).

Бразильские астрономы наблюдали эту звезду с июля 2010 по август 2012 года. Было сделано 10 точных измерений моментов наступления транзитов, кроме того, бразильцы воспользовались данными, опубликованными другими авторами. Они обнаружили, что моменты наступления транзитов периодически отличаются от предвычисленных, причем амплитуда этих отклонений достигает 20 секунд.
Анализ отклонений показал, что вокруг тесной пары звезд вращаются две планеты гиганта. Минимальная масса (параметр m sin i) внутренней оценивается в 2.8 ± 0.3 масс Юпитера, орбита почти круговая, расстояние до барицентра системы – 1.9 ± 0.3 а.е., орбитальный период – 1276 ± 77 земных суток (3.5 земных года).

Минимальная масса внешней планеты – 8 ± 0.8 масс Юпитера. Она движется вокруг барицентра системы по эксцентричной орбите с большой полуосью 2.9 ± 0.6 а.е. и эксцентриситетом 0.52 ± 0.06, и делает один оборот за 2506 ± 91 земных суток (почти 7 лет). Перицентр орбиты внешней планеты (1.39 а.е.) лежит внутри орбиты внутренней. Возможно, орбиты планет сильно наклонены друг к другу, а может, внешняя планета на самом деле является суперпозицией двух планет на менее эксцентричных орбитах.
Так это или нет, покажут дальнейшие наблюдения.

Источник: http://arxiv.org/pdf/1210.3055v1.pdf